Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Поурочные разработки и учебные пособия по химии

Методическая помощь учителю в использовании различных форм и методов обучения для формирования предметных и метапредметных компетенций, составляющих основу функциональной грамотности обучающихся

07.02.24

Требования ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370), ФРП ООО учебного предмета «Химия» к результатам освоения программы основного общего образования, предметному содержанию и образовательным результатам  предполагают личностное развитие обучающихся, формирование функциональной грамотности, в том числе универсальных учебных действий, развитие исследовательских, креативных, творческих способностей, активного научно-познавательного интереса, формирование навыков самообразования, самоконтроля, самооценки и саморегуляции.

Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии. Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания, Периодического закона Д.И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении атома и химической связи. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ. Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей научной картины мира в логике ее системной природы и обеспечивает возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке.

Пособие «Поурочные разработки по химии. 8 класс» предназначено для педагогов, работающих по программе курса химии общеобразовательных организаций. Для каждого урока определены тема, цель, оборудование, подробно описан ход изложения нового материала, приведено примерное домашнее задание. Предложенные в пособии методы обучения и формы организации познавательной деятельности обучающихся помогут педагогам создать развивающую образовательную среду, условия как для освоения фундаментальных естественно-научных знаний о свойствах окружающего мира, так и для интеллектуального и нравственного совершенствования учеников, для их безопасной жизнедеятельности.

Сборники графических диктантов по химии адресованы учителям и учащимся средней школы. Цель данных пособий – помочь учителю в проверке качества усвоения учениками теоретического материала по курсу химии, повысить эффективность проведения урока, а  для школьников оно будет полезно при повторении изученного материала и закреплении полученных знаний и умений, а также при подготовке к итоговой аттестации. Учащимся легко организовать самодиагностику, так как ко всем диктантам даны ключи (ответы).

Пособия включают 31 графический диктант по курсу химии для проведения быстрого фронтального или группового опроса учеников в 8 классе, 44 – в 9 классе, 37 – в 10 классе, 24 – в 11 классе. Все включенные в пособие графические диктанты показали высокую эффективность при контроле знаний и умений учащихся. Продолжительность диктанта обычно не превышает 10–12 минут.

Каждый графический диктант строится по принципу «верно ли утверждение?» и включает в себя в основном базовые вопросы курса химии – это вопросы, требующие от учеников простого воспроизведения изученного материала, но есть и такие, которые заставляют учащихся сравнивать, анализировать, сопоставлять, применять знания в  сходных ситуациях.

В построении текста диктанта соблюдается определенная логика: состав – строение – свойства – применение – получение, акцент при отборе материала сделан на базовых элементах содержания программы по химии. Особое внимание уделено также практическому использованию веществ в жизни человека.

Графические диктанты способствуют формированию у учащихся умения работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа.Графический диктант выполняет еще одну важную функцию – интенсификации труда учителя, так как позволяет за очень короткий промежуток времени опросить весь класс и быстро проверить результаты. Для интенсификации проведения и проверки графических диктантов используются специальные бланки для учащихся (авторская разработка). Данные бланки приведены в конце сборника.

Пособия «Сборник авторских задач по химии. 8–11 классы» и «Сборник задач по органической xимии. 10–11 классы» могут использоваться учащимися и учителями как тренажеры при подготовке к разным этапам (начиная со школьного и межшкольного) Всероссийской олимпиады по химии.

Задачи, представленные в данных сборниках, по содержанию и степени сложности соответствуют расчетным задачам, предлагаемым на Едином государственном экзамене по химии и экзамене по химии в формате ОГЭ. Школьный учитель без труда подберет для своих учеников соответствующее задание, формирующее и развивающее умения и навыки решения расчетных задач, как в качестве традиционного (в том числе и дифференцированного) домашнего задания, так и для факультативных и элективных курсов и подготовки к сдаче экзамена по химии в 9 и 11 классах.

Анализ результатов ЕГЭ по химии позволяет сделать вывод о  том, что у  школьников возникают серьезные затруднения при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций с  участием как неорганических, так и  органических веществ. Часто ученики не  могут спрогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций или, наоборот, определить исходные вещества, в результате взаимодействия которых эти продукты образовались, а также допускают ошибки при расстановке коэффициентов в  уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Пособие «Окислительно-восстановительные реакции: практикум по химии. 8–11 классы» содержит необходимый теоретический материал, раскрывающий закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций, подробно разобранные типовые задания базового, повышенного и высокого уровня сложности, а также задания для самостоятельного выполнения.

Работу с этой книгой рекомендуется начать с внимательного прочтения теоретического материала. Затем целесообразно разобрать приведенные примеры составления уравнений окислительно-восстановительных реакций, записать эти уравнения в тетрадь или выполнить задания самостоятельно. После этого можно приступать к тренировочным заданиям – заданиям для самостоятельного выполнения. Данные задания, как правило, составлены так, чтобы закрепить и упрочить навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием неорганических и  органических веществ, разобранных в пособии. Поэтому, если то или иное задание не удалось выполнить сразу, следует еще раз просмотреть теоретические сведения, внимательно разобрать примеры, представленные в данном разделе, а затем приступить к работе над заданием снова. В этом случае выполнение всех заданий удастся довести до конца.

Издание можно использовать при повторении уже изученного материала, а также как справочное пособие при выполнении различных заданий.

Пособие «ЕГЭ по химии: задания высокого уровня сложности. 8–11 классы: практикум», посвященное заданиям высокого уровня сложности, поможет учащимся подготовиться к выполнению части 2 любого варианта ЕГЭ по химии. В пособие включены все типы заданий, которые могут встретиться ученику на экзамене. Изложен теоретический материал, рассматривается решение наиболее типичных примеров с подробным объяснением к каждому заданию, приводятся задачи для самостоятельного решения. В конце книги даны ответы для самопроверки.


Справочник, составленный в соответствии с программой по  химии, предназначен для учащихся 8–11  классов. Его основная цель  – помочь школьнику разобраться в  таком сложном и  интересном предмете, как химия.

Справочник состоит из трех разделов: «Общая химия», «Химия элементов» и «Органическая химия». Таким образом, пособие охватывает весь курс школьной химии с  8 по  11  класс. Материалы по  темам рассматриваются на основе планомерного и последовательного изложения основных химических понятий, теорий и научных фактов, что позволяет формировать практическое и научное мировоззрение учащихся.

В первом разделе – «Общая химия» – рассматриваются основные химические закономерности: строение атома, периодический закон и  Периодическая система элементов, химическая связь и  кристаллические решетки, основы химической кинетики; диссоциация, гидролиз и окислительно-восстановительные процессы, в  том числе электролиз. Также в  этом разделе представлены свойства основных классов веществ.

Второй раздел – «Химия элементов» – посвящен изучению наиболее важных элементов Периодической системы Д.И. Менделеева, особенностей их строения, получения, применения и химических свойств.

Третий раздел посвящен избранным главам органической химии, входящим в школьную программу 10–11 классов.

В  конце второго и  третьего разделов приводятся таблицы, в  которых представлены качественные реакции на  наиболее важные ионы и  классы органических веществ.

Данное пособие будет полезно всем школьникам средней и старшей школы, а также учителям как краткий универсальный справочник по  химии. Пособие позволит усвоить, закрепить и  систематизировать изученный материал школьного курса и  подготовиться к  сдаче ОГЭ и  ЕГЭ по химии.

Чтобы найти электронную версию издания на сайте издательства, воспользуйтесь каталогом или поиском по всем книгам, выбрав тип «Электронные издания». Книга, доступная для покупки в электронном формате, на своей интернет-странице имеет специальную кнопку: «Электронная».

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты