Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Поурочные разработки и учебные пособия для 5-го класса

Издания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утверждённого Приказом Министерства просвещения №287 от 31.05.2021 г. и ФОП ООО, утверждённой Приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 № 370

16.04.24

Пособия серии «В помощь школьному учителю» представляют собой поурочные методические разработки. В каждом издании учителю предлагается полный комплект материалов, необходимых для проведения полноценных занятий: подробные конспекты уроков, методические советы и рекомендации, интересные дополнительные материалы, наглядные схемы, обобщающие таблицы, устные и письменные задания, тесты, самостоятельные и контрольные работы, материал для разнообразных форм учебных занятий. Использование данных пособий позволит учителю реализовать требования, предъявляемые ФГОС-2021 к результатам и условиям освоения предмета.Поурочные методические разработки включают подробное описание хода уроков русского языка в 5 классе общеобразовательной школы с указанием целей и методических приёмов, разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. В пособии даны различные типы заданий: словарные, объяснительные, распределительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, традиционные тесты, тесты по типу ЕГЭ (рекомендуется проводить по изданию: Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО), задания, направленные на развитие функциональной грамотности и метапредметных умений, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания и т. д.

Пособие «Поурочные разработки по литературе. 5 класс» содержит рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, тестам. Примеры по различным разделам языкознания выбраны с учётом их актуальности, а также с учётом программы по литературе в 5 классе. Кроме того, в пособии есть дополнительные материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры с учётом возрастных особенностей детей. В приложениях даны интегрированные и игровые уроки, приведены варианты индивидуальных заданий.  Особое внимание уделено разбору творческих заданий (сочинения, изложения, описания картин), приведены варианты их выполнения.

Пособие содержит подробные планы уроков с определением целей и планируемых результатов каждого занятия, рекомендаций по оборудованию уроков, с конкретными домашними заданиями, в том числе индивидуальными и групповыми.

Кроме того, в пособии приводятся комментарии к вопросам, которые могут вызвать затруднения у школьников, включая анализ всех поэтических текстов; разъясняются значения устаревших слов, даются дополнительные вопросы, справочная информация, тесты и ключи к ним. Особое место отводится изучению теории литературы, подробному разъяснению значений литературоведческих терминов, с которыми пятиклассники начинают знакомиться.

Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т. д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т. д.), предусматривается проектная деятельность.

Особенностью пособия является его полифункциональность. В пособии представлены варианты уроков, информативные статьи, игровые уроки, викторины, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему совмещать материал пособия с собственной педагогической системой, выбирать оптимальный вариант проведения занятия.

Курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.

Курс истории в 5 классе расширяет пределы познания мира школьниками. С этого курса начинается изучение всеобщей истории в основной школе, знакомство с жизнью народов зарубежных стран, требующее от учеников осознания общности судеб всех народов мира и ценности культурного наследия каждого из них.

Всеобщая история – материал, мало знакомый учащимся из личного опыта, он более сложен для восприятия пятиклассниками, чем сведения из истории Отечества, по языку (терминам), историческим названиям, по возможности использовать жизненный опыт и уже имеющиеся знания.

На данном этапе начинается процесс систематического освоения учениками специальных предметных умений, рациональных способов познавательной деятельности, необходимых для изучения прошлого, закладывается основа для самостоятельной работы учащегося на всем протяжении его школьного исторического образования.

Традиционно в рамках этого курса ученики прослеживают путь развития человечества от первобытного общества к древнейшим цивилизациям, изучают историю возникновения и развития первых государств Востока и античного мира. Курс истории Древнего мира строится по страноведческому принципу. Вместе с тем при изучении государств соблюдается и  хронологическая последовательность: от более древних цивилизаций Востока к тем, которые возникли позже. Обязательным содержанием исторического образования, помимо собственно исторических знаний, теперь становятся навыки самостоятельной деятельности ученика и основанный на их освоении личный опыт исторического познания школьника. Для этого, помимо исторических фактов и понятий, необходимы сведения о способах учебной деятельности, которые создают условия для осознанной самостоятельной работы по освоению учебного материала.

Методическое пособие предполагает развитие мыслительной и творческой деятельности пятиклассников с помощью работы с различными рубриками учебника. В пособии предлагаются задания различного уровня: от репродуктивных (требующих воссоздания услышанного от учителя или прочитанного в учебнике материала без сколько-нибудь заметной его перестройки) до заданий повышенной сложности (при выполнении которых пятиклассники должны в большей или меньшей степени перестроить изученный материал). Дидактической ценностью обладают как одни, так и другие задания.

Среди заданий повышенной сложности (как правило, они выполняются под руководством учителя) встречаются задания типа: «Сравните…», «Сделайте вывод из сравнения», «Вообразите…», «Придумайте рассказ от лица…», «Предположите…», «Обоснуйте ваше предположение…», «Докажите…», «Объясните…», «Дайте оценку…» и др.

В целях экономии времени при проверке знаний учащихся рекомендуем дополнительно использовать пособие: Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО.

Мышление одиннадцатилетних детей образное, поэтому значительное место в изложении учителя должно занимать словесное рисование. В пособии приведены примеры словесных картин, реконструирующих прошлое (в том числе небольшие сценки, придуманные специально для урока). В изложении учителя действуют в типичных для них обстоятельствах рабы и крестьяне, вельможи и чиновники, купцы и пираты, воины и полководцы, иначе говоря, представители различных социальных групп и профессий Древнего мира. Подобные сценки не только эмоционально окрашивают урок (приемы словесного рисования временами схожи с приемами актерского ремесла), но и помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох.

Огромную роль в преподавании истории играет наглядный метод. Пособие дает примеры работы с исторической картой, иллюстрациями учебника, схемами, обобщающими таблицами, ассоциативными играми и т. д.

География в 5 классе – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В методическом пособии уделяется внимание работе педагога на уроке с целью формирования учебных действий учащихся, необходимых им на протяжении всего пятилетнего цикла изучения географии в основной школе, таких как умение задавать вопросы, вести дневник наблюдений, работать с контурными картами, презентациями, делать доклады и т. д.

Изучение географии опирается на пропедевтические знания учащихся, полученные ими в курсе учебного предмета «Окружающий мир» начальной ступени обучения. С целью актуализации этих знаний на каждом уроке предлагается система вопросов и заданий. В 5 классе начинается обучение географической культуре и географическому языку, что находит отражение в данном пособии в системе работы по введению новых понятий и определений, уделяется большое внимание изучению влияния человека на географические процессы, исследованию своей местности.

Пособие содержит подробные разработки уроков с определением цели и планируемых результатов каждого урока, характеристики основных видов деятельности учащихся, даны рекомендации по оборудованию урока. В нём также представлены примерные проверочные работы по каждому изучаемому разделу и дополнительные материалы.

В пособии прослеживается направленность на формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Учащиеся научатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

В ходе урока учащиеся будут самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, приборы. Им предстоит анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций, строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей, составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой, определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Отстаивая свою точку зрения, учащиеся будут приводить аргументы, подтверждая их фактами, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, оценивать работу одноклассников. Важно критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность и корректировать его, уметь различать в речи оппонента мнение, доказательство, факты и договариваться с людьми иных позиций.

Конспект урока предполагает выбор для педагога из перечня предлагаемых заданий тех вопросов и задач, которые востребованы именно его обучающимся. Учитель может использовать разработку урока не только в качестве готового конспекта, но и для дополнения отдельных этапов своего плана урока.

Поскольку современные требования предполагают системно-деятельностный подход в обучении, разработки уроков включают этапы целеполагания, постановки вопросов, формулирования темы урока, учебной проблемы и плана её решения именно учащимися. Подробно расписаны практические работы, к которым прилагаются инструктивные карты и типовые планы для выполнения работы с высокой степенью самостоятельности. Представлены уроки и нетрадиционной формы: урок-конференция, урок-практикум, урок-экскурсия и т. д., что помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока. В дополнительный материал включены примерные доклады, которые делают учащиеся, что важно для них, так как навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения формирует личность.

Особое внимание в данном методическом пособии уделяется приёмам установления доверительных отношений между учителем и его учениками. Позитивное восприятие учащимися учителя не отвлекает их внимания от обсуждаемой на уроке информации, способствует активизации их познавательной деятельности, приобщению школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Использование воспитательного потенциала содержания учебного материала возможно только через демонстрацию детям примера ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Пособие полностью соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету и написано автором, имеющим большой опыт преподавания географии в школе.

Систематизировать знания о важнейших географических открытиях и путешествиях, начиная от торговых маршрутов финикийцев (во II–I тысячелетиях до н. э.) и заканчивая исследованиями Антарктиды в начале XXI в., поможет материал школьного справочника для учащихся 5–11 классов: Географические открытия и путешествия. 5–11 классы/сост. Д.И. Чернов. М.: ВАКО .

Поурочные разработки по биологии для 5 класса полностью соответствуют требованиям ФГОС-2021, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения, а требования к результатам обучения сформулированы в нем в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. В настоящем пособии планируемые результаты представлены в развернутом виде.

Конспекты уроков ориентированы на развитие общеучебных умений ребенка, таких как способности анализировать, выделять существенное, фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., а также специальных умений – устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, осознавать течение природных процессов и т. д.

Поурочные разработки построены по плану: цель урока, планируемые результаты, используемые технологии, оборудование, общие рекомендации и/или предварительная подготовка к уроку.

В целях экономии времени при проверке знаний учащихся рекомендуется дополнительно использовать «Контрольно-измерительные материалы» (КИМы) по биологии для 5 класса (cост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО) .

«Поурочные разработки по английскому языку. 5 класс» составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного в 2021 г.

В предлагаемом пособии учитель найдет все необходимые материалы для подготовки к уроку:

• описание методических приемов для усвоения и закрепления изученного материала;

• задания для закрепления и повторения изученного материала;

• контрольные задания.

Наличие разнообразного материала позволит учителю адаптировать предлагаемые разработки уроков к группам учащихся, поможет сделать уроки насыщенными и интересными, а также станет основой для собственных методических разработок и находок.

В качестве дополнительного материала к урокам учитель может использовать издания:

Английский язык: сборник лексико-грамматических упражнений. 5 класс / сост. Т.С. Макарова. М.: ВАКО;

Английский язык: грамматический тренажер. 5 класс /сост. Т.С. Макарова. М.: ВАКО.

Готовится к печати переработанное и дополненное в соответствии с требованиями ФГОС издание подробных поурочных планов по математике для 5 класса.

В данной книге учитель найдёт подробные конспекты уроков, методические советы, задания на развитие логики и для проверки навыков устного счёта, тексты самостоятельных и контрольных работ, задачи повышенной сложности, разбор заданий. Практически все проверочные работы сопровождаются решениями, указаниями для учащихся или ответами для эффективной организации работы над ошибками. Уроки строятся на принципах системно-деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Планирование предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных (формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде; уважение мнения товарищей; развитие интереса к математическому творчеству, исследованию и поисковой деятельности) и метапредметных (умения анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать простейшие числовые закономерности).

Все поурочные разработки, содержащиеся в данном пособии, являются примерными. В зависимости от степени подготовленности и уровня развития как целого класса, так и конкретных учащихся, учитель может вносить коррективы как в методику проведения урока, так и в саму структуру урока, включая подбор заданий для организации классной, самостоятельной и домашней работы.

Сборник содержит задания для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся 5 класса по математике. В пособии представлены тесты, по своей структуре напоминающие задания ГИА и ЕГЭ. Все вопросы в них разделены на два уровня трудности. Задания части А – базового уровня, части В – повышенного уровня. На выполнение тематических тестов рекомендуется выделять от 7 до 15 минут, на выполнение итоговых тестов – целый урок. Тематические тесты могут быть включены в урок на любом этапе: актуализации знаний, закрепления изученного, повторения. Они внесут разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не отнимут много времени. И в то же время анализ выполнения тестов поможет выделить повторяющиеся ошибки как индивидуально у каждого ученика, так и в целом по классу. В конце издания ко всем заданиям приведены ответы.

Чтобы найти электронную версию издания у нас на сайте, воспользуйтесь каталогом или поиском по всем книгам, выбрав тип «Электронные издания». Книга, доступная для покупки в электронном формате, на своей интернет-странице имеет специальную кнопку: «Электронная».

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты