Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


На Кубани родители жалуются, что школы не хотят принимать детей в 10 классы

Если средний балл аттестата не дотягивает до установленной образовательным учреждением планки, ученику предлагают продолжить обучение в техникуме или колледже.

05.08.24

Сейчас горячая пора не только у абитуриентов, с 3 августа российские вузы начинают зачисления на бюджетные отделения, но и у выпускников девятых классов. Примерно до середины августа в школах должны определиться, кто продолжит обучение в старших классах. Возьмут не всех. Если средний балл аттестата не дотягивает до установленной образовательным учреждением планки, ученику предлагают продолжить обучение в техникуме или колледже. Эта проблема приобрела особенно массовый характер в Краснодарском крае, где, как известно, порой не хватает букв алфавита для первоклашек. А теперь возникают и серьезные трудности с комплектованием десятых классов. Разбираюсь, что конкретно происходит, как быть детям и на чьей стороне закон?

В краевом министерстве образования, науки и молодежной политики уверяют, что проблемы тут нет. Они возникают лишь в связи с набором детей в профильные классы. Тут перейти из средней школы в старшую разрешают лишь девятиклассникам с высоким рейтингом. И поясняют, что при этом у учеников, желающих учиться дальше в школе, есть возможность поступления в универсальный класс.

Спускаюсь по лестнице вниз до школы. Вот, СОШ N 8 Краснодара. Она основана свыше 110 лет назад. Уже почти 35 лет одно из старейших учебных заведений кубанской столицы возглавляет Лидия Цимбал. Спрашиваю: "При наборе учеников в 10-е классы есть недовольные?"

- Недовольные есть всегда, но мы постарались свести их к минимуму, - рассказывает директор. - Еще в начале прошлого учебного года стали проводить анкетирование, выясняли, кто из ребят пойдет в 10-й класс, а кто планирует поступать в другие учебные заведения. И к моменту окончания учебного года мы знали точные цифры. В итоге у нас будет два универсальных 10-х класса. Никаких отборов и отбраковок мы не проводили. Ведь многие позже определяются с выбором профессии, и мы, взрослые, должны дать им эту возможность.

Однако многие педагогические коллективы, видимо, больше думают о своих выгодах. И как палочка-выручалочка у них, мол, обучение в 10-м классе ведется по дифференцированным программам. Например, физико-математического, гуманитарного, биологического или иного направления. Тут, конечно, возможен индивидуальный отбор, и его правила на Кубани дано определять руководителям образовательных учреждений. Но при условии, что интересы детей, не попавших в них, не будут ущемлены. Однако родительские жалобы, подтверждают как раз обратное.

Особенно не повезло детям из новых микрорайонов Краснодара с возведенными многоквартирными домами и тотальным дефицитом школ и детских садов. О ситуации, когда для первоклассных параллелей не хватает букв алфавита, знает вся Россия. Теперь в таких новостройках проблему первоклассников решают за счет десятиклассников, как это произошло в СОШ N107. В этой школе из девяти 9-х классов сформировали два 10-х?!

Кирилл Бурдин ни в один из них не попал. Мама парня Анна Васильевна сокрушается:

- У него всего три тройки было в аттестате, а все экзамены на четверки сдал. Но нам выдали бумагу, что у него баллов не хватает для приема в 10-й класс, - рассказывает она. - Сказали, что для нас нет мест. Как так? Ведь сын в этой школе учился с момента ее открытия. Я сама инженер-строитель, и Кирилл решил поступать после окончания 11-го класса на стройфак технологического факультета. А теперь нас, родителей, вынуждают бегать по городу и решать, куда приткнуть своих детей. Это просто безобразие.

Аналогичная ситуация в большинстве школ Новороссийска. Сын Елены Усатенко учился в здешней СОШ N34 с момента ее открытия. В его аттестате одни четверки, но в профильный класс подростка также не взяли, сославшись на недобор баллов.

Причем складывается впечатление, что руководители средних школ взяли на себя роль, кого учить, а кого нет.

- Мы написали в муниципалитет в надежде получить поддержку, - говорит его мама. - На коллективное обращение пришел ответ за подписью Елены Иосифовны Середы, начальника городского управления образования. Она, ссылаясь на приказ минобрнауки края, пояснила, что руководство нашей школы, в которой созданы профильные классы, ничего якобы не нарушило, отказав в приеме из-за отсутствия свободных мест.

В школе сказали, для нас мест нет. И теперь нас, родителей, вынуждают бегать по городу и решать, куда приткнуть своих детейЧиновнику от образования, выходит, наплевать на судьбу детей, которую ломает руководство средних школ. Никита Колесников из кубанской станицы Староджерелиевской мечтал учиться в Краснодарском университете физической культуры. Парень демонстрировал замечательные спортивные результаты, и у него была реальная возможность поступить в профильный вуз. Но помешала математика. Никита Колесников хоть и занимался с репетитором, но все равно оказался лишним в родной сельской школе, и вынужден был уйти из нее.

И у этого явления две стороны. Если мечту Никиты Колесникова втоптали в грязь, то у станичной школы все хорошо. В этом учебном году она показала лучшие результаты ЕГЭ в крае по математике. Педагога, а также директора школы, естественно поощрили материально. Только вот выпускников было всего четверо.

Кстати, по мнению экспертов и педагогов, пожелавших не называть свое имя, материальная заинтересованность играет если не главную, то значительную роль при "выбраковке" девятиклассников. И ради этого лишают их права продолжить обучение в привычных стенах родных школ.

Беспокоит судьба ребят, которых не примут ни в 10-й класс, и Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Татьяну Ковалеву. "Раньше у нас судьба каждого ребенка до его совершеннолетия отслеживалась, - говорит она, - а теперь большая часть детей может очутиться за бортом. Это недопустимо".

Комментарий

Ирина Климинченко, начальник отдела по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Краснодарского края:- Замечу сразу, что отказ в приеме в 10-й класс из-за плохих оценок, места проживания, возраста или личного отношения к учащемуся нарушает, во-первых, статью 67 закона "Об образовании" . В ней предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования, если иное не предусмотрено законом. А также в нем сказано, что обязательными являются начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы) образование.

Кроме того, есть постановление Конституционного суда РФ от 23.07.2020 года, в котором говорится, что ученик, освоивший программу 9 классов, но не прошедший отбор в классы с углубленным изучением предметов, не может быть лишен возможности продолжить обучение в своей школе. И приказ министерства просвещения N 458, где ясно также написано, что школы "должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено федеральным законом".

Все остальное, скажем мягко, художественная самодеятельность на местах. Но она создает, действительно, очень серьезную проблему для жителей Кубани. Так, директор СОШ N107 Краснодара принимала учащихся в группу универсального профиля 10-го класса с учетом среднего балла аттестата, т.е. путем индивидуального отбора, что является недопустимым. В Новороссийске лишь в шести школах из 33 были созданы классы универсального профиля. Аналогичная ситуация складывается на территории Геленджика...

Мы стараемся помогать обратившимся родителям, что называется, по горячим следам. Открыли прямую линию. И наши проверки подтверждают обоснованность жалобы родителей выпускников. Мы рассчитываем, что руководители школ сами, без прокурорских напоминаний, исправят допущенные нарушения и не будут искать различные отговорки и ссылаться на сложные обстоятельства. Среднее общее образование, еще раз напомню,обязательный уровень образования в нашей стране.

Источник: rg.ru

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты