Главная НовостиДополнительное образование — клубы по интересам или нацеленность на результат?


rastut-goda.ru

Дополнительное образование — клубы по интересам или нацеленность на результат?

Система дополнительного образования в России активно реформируется.

15.01.16

2016-й год начался с новых поручений Президента РФ правительству, связанных с российской школой. Правительству предлагается разработать целый комплекс мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях, отмечает «Независимая газета». Кружковую деятельность предложено каким-то образом связать с будущей профессией. Предлагается разработать меры по формированию культурно-образовательной среды и максимально использовать имеющуюся материально-техническую базу различных организаций.

Сегодня нельзя сказать, что система дополнительного образования всё та же, что и 10–20 лет назад. Но она всё же ещё не продумана до конца. В 2012 году вышедший закон «Об образовании в Российской Федерации» разделил программы в области дополнительного образования школьников на предпрофессиональные (в области спорта и искусства) и развивающие.

Опрос родителей, проведённый Высшей школой экономики (НИУ) два года спустя после принятия закона, показал, что родители, дети которых посещают кружки, в большинстве своём одобряют их деятельность. Судя по опросам ВШЭ НИУ, упоминаемым «Независимой газетой», треть родителей хотела бы, чтобы дети развивались интеллектуально, чуть больше трети — чтобы развивались эстетически, ещё около трети — «чтобы не болтались без дела».

Чтобы кружок развил способности ребёнка, необходимые для будущей профессии, озабочены в большей степени жители некрупных поселений, посёлков городского типа, возможно, ввиду безработицы.

Судя по заявлениям Президента РФ, как сообщает «Независимая газета», идёт работа по возвращению дополнительного образования под государственную опеку.

Как считает аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Борис Куприянов, существует стремление перейти от размытости допобразования к нормированию. Согласно его делению, сегодня у нас имеются две формы работы со школьниками дополнительно: клубы по интересам и школы (художественная, музыкальная, спортивная секция и т.д.). Вторые, по мнению эксперта, отличаются стремлением получить результат. В первых – царит либеральная обстановка, во вторых — жёсткая дисциплина и чёткие цели. (Выступление Куприянова прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг».)

Ещё одно весомое отличие: клубная работа — это скорее родительская работа «снизу», школы и секции — остатки той самой системы, что существовала ещё во времена СССР. Какую из систем будет поддерживать государство финансово — в этом-то и заложен подтекст сегодняшнего послания властей народу.

Государство скорее всего возьмёт на себя финансирование того дополнительного образования, которое нацелено на конкретный результат, предполагает «Независимая газета». Но дополнительное образование очень чувствительно к запросам аудитории (родительским ожиданиям) и к неформальным практикам, связанным с трендами молодёжной субкультуры, считает Куприянов. Именно эти два фактора подстёгивают эволюцию этой системы в целом.

На уже названной конференции профессор ВШЭ Татьяна Абанкина привела такой пример. В Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан провели опрос населения, позволяющий сопоставить спрос и предложение в области дополнительного образования детей. Оказалось, что предложение спортивных секций превышает спрос в два раза, тогда как некоторых кружков, которые хотят видеть у себя жители, нет.

Источник: Независимая газета

Новое видео в базе знаний

Доступное дополнительное образование для детей: особенности программно-методического обеспечения
Ольга Бережнова
Просмотр (1:30:31)
Дополнительное образование: обзор изменений нормативно правовых актов.
Нина Ладнушкина
Просмотр (1:32:18)
Дополнительное образование: профилактика нарушений требований законодательства в области образования организациями, в части разработки и принятия локальных нормативных актов
Нина Ладнушкина
Просмотр (1:22:05)
Новое в образовательном законодательстве: обзор изменений нормативных правовых актов в сфере образования
Нина Ладнушкина
Просмотр (1:24:54)
Лицензионный контроль: правоприменительная практика
Нина Ладнушкина
Просмотр (1:35:24)
Проектирование дополнительных общеобразовательных программ
Ольга Бережнова
Просмотр (1:28:04)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'