Главная НовостиМенделеев был неправ: профессор СПБГУ с некнижными историями про химию


sochisirius.ru

Менделеев был неправ: профессор СПБГУ с некнижными историями про химию

Как ошибка великого русского химика могла повлиять на британского нобелевского лауреата, рассказала профессор Института химии СПбГУ Анна Карцова.

09.11.18

«Для того чтобы что-то открыть и создать, нужно пройти через бездну сомнений и заблуждений», – говорит Анна Карцова, начиная занятие для инженерно-математических классов «Сириуса». Выступления ведущих ученых – часть образовательной программы десятиклассников.

Молодой доцент Дмитрий Иванович Менделеев преподает в петербургском университете общую химию и чувствует, что нет единого стержня, вокруг которого можно сформировать химию как науку. Он режет листочки, на каждом пишет символ элемента и все, что о нем известно, раскладывает их, как пасьянс, и пытается понять, как произошел переход от типичных металлов к неметаллам.

«Вы знаете, что впоследствии Дмитрий Иванович в 1869 году открывает периодическую систему и предсказывает порядка 10 элементов. Он не видел в глаза этих элементов, но назвал их свойства, выдал значения плотности, температуры плавления», – рассказывает профессор.

В 1875 году во Франции Поль Эмиль Лекок де Буабодран открывает металл, который плавится на ладони, – галлий. Открытие нового элемента всегда сенсация, поэтому научная публикация доходит до Менделеева. Российский ученый парирует из России и просит француза все перепроверить, потому что указанная в статье плотность неправильная.

«А как вы думаете, на чьей стороне тогда было научное сообщество? На стороне французского химика или российского? – обратилась к аудитории Анна Карцова. – На стороне Лекока де Буабодрана, потому что именно он открыл элемент, изучил его, а Менделеев его даже в глаза не видел и пытался доказать, что он неправ. Но французский ученый берется все перепроверять и обнаруживает, что недостаточно очистил галлий. Менделеев был прав».

Ситуация повторяется через несколько лет, когда шотландский химик сэр Уильям Рамзай и британский физик Лорд Рэлей впервые выделили аргон. Дмитрий Иванович снова оспаривает результаты и уверенно утверждает, что новый элемент не что иное, как вторая аллотропная модификация азота.

«Получив письмо от известного российского химика, Рэлей хотел бросить заниматься наукой, настолько сильное это было потрясение на фоне радости открытия, – говорит профессор. – Но, к счастью, уже скоро выясняется, что Менделеев был неправ, потому что ученые обнаружили аргон в пустотах минерала и подтвердили свое открытие. Уже через несколько лет, при жизни Менделеева, открывается целая группа элементов, которым нет места в периодической системе: гелий, ксенон, неон, криптон. В 1904 году Рамзай получает Нобелевскую премию по химии, Рэлей получает Нобелевскую премию по физике. Каждый – за инертные газы. Но этого могло и не быть, если бы ученые сдались и приостановили исследовательскую работу».

Источник: sochisirius.ru

Новое видео в базе знаний

Доступность среднего профессионального образования: принципы и организация
Оксана Титова

Просмотр ( 1:30:29)
Федеральный гос надзор за деятельностью организаций дошкольного образования
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:00:25)
Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 1
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:30:29)
Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 2
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:23:56)
Современная образовательная организация в условиях реализации ФГОС общего образования: управление в условиях изменений
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:30:29)
Управление образовательной организацией, ориентированное на результат, в условиях реализации ФГОС общего образования
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:23:56)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям


copyright 2018
'