Ассоциация руководителей образовательных организаций


Фото: edu.ru

Новые подходы к планированию смены в детских лагерях

О том, как «проектируются» смены сегодня и о новых форматах работы с детьми рассказывает руководитель программ тематических смен «Артека» Люция Файзиева
25 июля 2018

Отдых в детском лагере – это не только хорошо организованный досуг, это новые знания, новые открытия и новый опыт, считают в МДЦ «Артек». В числе самых ярких открытий международного детского центра – это формирование нового подхода к планированию смены. 

О том, как «проектируются» смены сегодня и о новых форматах работы с детьми рассказывает руководитель программ тематических смен «Артека» Люция Файзиева. 

 

Люция Рауфовна, новый подход к планированию смен сегодня по праву считается ноу-хау «Артека». Расскажите, пожалуйста, как ведется эта работа?

Смены проектируются заранее и эта информация размещается на нашем сайте. Тематические партнеры  составляют свои образовательные программы с учетом содержания смены. При планировании и составлении матрицы смены мы берем за основу значимые даты, которые совпадают со временем ее проведения. Эти даты связаны с историей, культурой как нашей страны, так и всего мира – речь идет о знаковых событиях и исторических именах, которые очень важны для «Артека» как для международной детской организации. 

 

Какие «вехи» вы определили для смены, которая идет сейчас?

22 июля исполняется 140 лет со дня рождения великого педагога – Януша Корчака, о котором знают во всем мире. И мы говорим о герое его романа «Король Матиуш Первый», о десятилетнем мальчике, ставшем королем-реформатором. 

Для него главное – чтобы каждый житель его страны, особенно ребенок, был счастлив, и Матиуш пытается сделать страну счастливых людей, проводит реформы. И пусть у него получается далеко не все – он проигрывает в войне, в его стране происходят кризисы, но, тем не менее, когда Матиуш снимает корону и становится обычным человеком, его законы и реформы все равно работают. 

Для детей в эту смену открываются очень важные вещи: мы говорим о том, почему люди подчиняются тем или иным требованиям и правилам, как работают законы. И в начале смены мы сами создаем законы нашей маленькой страны, по которым будем жить. 

 

Страна – это «Артек»?

Да, это страна, очень многочисленная – в ней в течение смены живет три с половиной тысячи человек. И «население» очень неоднородное, с разными увлечениями, характерами, привычками. Конечно, каждый из них не сможет войти в «правительство» или в «парламент», но каждый может стать реформатором своего города – лагеря, как это делал король Матиуш.

 

Когда конкретные книги легли в основу смен? Это новый опыт?

Да, это началось с этого года. «Книгами смены» уже побывали «Остров сокровищ», «Алые паруса», «Маленький принц». «Артек» - это своего рода медийная площадка, в которой есть своя сюжетная линия. И книга становится «скелетом», на котором все держится. Мы цитируем, вспоминаем важные слова, обсуждаем – и для детей «книги смены» тоже пройдут через всю жизнь. Мы дарим эти книги детям, весь отряд расписывается в них на память и дома у ребят они занимают особое место.

Это своего рода эстафета, которая будет передаваться дальше и дальше, новым поколениям. И дело даже не в сюжете, просто каждый из нас выбирает в этой книге самое важное, задает себе вопросы и думает, как бы он повел себя в той или иной ситуации.

Мы же со своей стороны обсуждаем, смотрим, на что делать акценты, какие цитаты использовать, думаем, что выберут ребята… Ведь нам кажется, что им это будет интересным, а на самом деле они могут увидеть все совсем иначе, и это тоже целое поле для изучения детского понимания и характера. 

 

На что еще делается акцент при проектировании смены?

На главные слова, то есть на наши слова-ориентиры. Вот, например, 30 июля – Всемирный день дружбы, к этому слову прибавляются еще «мир», «ответственность», «равенство», все они очень важны. 

Мы составляем «облако слов» - раздаем ребятам бланки, где они одним словом выражают свои ожидания от «Артека», а затем составляем это «облако», в котором визуально отражены эти слова. Принцип простой - чем больше ребята написали то или иное слово, тем крупнее оно отображено!

 

Вы планируете дать детям-реформаторам совершать ошибки или будете их контролировать?

Да, дадим. Например, в День вожатого ребята сами будут управлять своим лагерем, отрядом, будут создавать свои законы и получать определенный опыт, понимать, что как работает. Они могут, как тот же Матиуш, издать закон «Выдать детям шоколада» – и мы к этому тоже готовы, так же, как и к отмене «абсолюта» – времени отдыха и тишины…

Но есть и другая идея: дать детям определенные целевые установки и объяснить, почему, например, не стоит увлекаться тем же шоколадом или провести весь день на море. Здесь уже все зависит от профессионализма взрослых и умения объяснять. 

 

Какой самый важный опыт ребята получат за эту смену?

Каждый из них станет в той или иной мере реформатором, поймет, что такое дружба, и получит опыт ответственности за свои поступки, научится его анализировать. 

И еще один важный момент: проектируя смену, мы готовимся отвечать на важные вопросы, которые в ней прозвучали – о дружбе, законах, о том, как изменить мир к лучшему. 

 

 

Источник: Российское образование


Copyright 2014-2015