Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиРеволюционный формат дополнительного образования запускается в Приморье


Революционный формат дополнительного образования запускается в Приморье

Не потеряться в огромном мире возможностей и найти свой путь приморским детям поможет грандиозный проект "Успех каждого ребенка"

29.07.19

Взглянуть на дополнительное образование под другим углом приморской ребятне и их родителям предлагает масштабный региональный проект "Успех каждого ребенка". О том, каким будет новый формат, запускаемый уже в сентябре этого года, ИА PrimaMedia рассказала ведущий консультант отдела воспитания и дополнительного образования департамента образования Приморского края Вера Никулина.

— Давайте подробнее поговорим о проекте "Успех каждого ребенка". Что он из себя представляет, детей какого возраста он охватывает?

— Региональный проект "Успех каждого ребенка", который полностью соответствует основным позициям федерального нацпроекта "Образование", представляет собой 13 подпроектов или 13 блоков. Их в свою очередь можно разделить на концептуальные блоки и блоки обеспечения. Концептуальных блоки – это три образовательные программы "Билет в будущее", "Кванториум" и "Проектория".

Блоки обеспечения — включают в себя такие программы, как "Спорт в сельских школах", "Реконструкция спортивных залов", "Комфортное пребывание школьников в их учебных заведениях", а также обучение для детей с ограниченными возможностями, возможность получения онлайн образования.

Если вернуться к Приморскому краю, то мы активно ведем деятельность в региональном проекте "Успех каждого ребенка" по 9 позициям из 13-ти возможных.

Обучение доступно для детей от 5 до 18 лет, но есть образовательные программы, которые начинаются и с 10 лет. Существует также понятие "хай-тек", то есть такая предподготовка, она доступна с 8 лет.

— В чем особенность реализации проекта "Успех каждого ребенка" в Приморье?

— В этом году мы выстроили логичную структуру, нашли смежные образовательные программы, что является оптимизацией всего образовательного процесса. Мы не хаотично реализуем каждый проект, пытаясь выполнить для него свои KPI, которые установлены федеральными проектами, а мы уже грамотно логично подходим к каждому этапу. Да, это займет больше времени, потребуется более интенсивная работа, чем просто обособленная реализация каждого из трех проектов. Однако далее это позволит нам получить тот самый синергетический эффект, о котором все говорят. Это работа на перспективу, на будущее и на качество.

— В прошлом году во время оглашения послания Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил о запуске проекта ранней профориентации школьников "Билет в будущее" и тогда же отметил Владивосток в числе городов, где формируется мощный научно-образовательный центр. Что представляет из себя этот "Билет в будущее" и как стать его обладателем в Приморье?

—"Билет в будущее" условно делится на два блока: тестирование и профессиональные пробы. Тестирование проходит дистанционно по трем этапам. Школы по партнерскому соглашению могут стать одной из платформ, где будет проходить профессиональное тестирование, но все-таки единым окном планируется сделать ДЮЦ Приморского края. Там ребенок может пройти его самостоятельно онлайн, зарегистрировавшись на платформе. Тестирование подготовлено в соответствии с международными стандартами и охватывает все спектры жизни, включая личностное развитие, личные качества, а также "hard" и "soft" skills ("жесткие" и "мягкие" профессиональные навыки, первые из которых поддаются количественному измерению, а вторые – нет, — прим. ред.).

Думаю, многие из нас проходили профтестирование, в том числе и в университетах, и представляют, что это за процесс. Я лично прошла тестирования, которые у нас предлагаются для детей, очень увлекательно, в основном в формате игры. Когда ребенок заходит на платформу, он выбирает свой возраст и свой класс. И в этом случае тестирование проходит для него очень интересно. То есть, если ребенок маленький, то это в основном картинки, какие-то ассоциации, которые он выбирает, если же ребенок постарше, то там начинаются более профессиональные вопросы.

Пройдя тестирование, ребенок получает результат в виде рекомендации, резюме на почту. Далее он направляется в ДЮЦ, где специалисты помогут ему определить подходящее направление, куда отправиться обучаться дополнительным компетенциям: либо "Кванториум", либо "Проекторий". И далее посредством того, что ДЮЦ является региональным оператором, преподаватель или непосредственно директор программы встретит ребенка и направит его.

Второй этап "Билета в будущее" – это профессиональные пробы. Это период длиной от 2 недель до месяца, когда ребенок, обучаясь в классе "Кванториума" или "Проектория" понимает, интересно ли ему это. Если да – он продолжает обучение (либо в своем квантуме, либо в технологии), там идет полноценный образовательный процесс от 340 часов.

— Расскажите подробнее, как происходит процедура записи детей на обучение и каковы преимущества такой системы?

— Существует две модели развития событий, когда ребенок проходит тестирование "Билет в будущее".

Первая — ребенок не знает, что ему будет интересно, какая профессия. Он проходит тестирование и в первую очередь получает информацию о своей профессиональной ориентации. В результате, согласно рейтингу, ему предлагается на выбор восемь основных направлений. Ребенок обычно выбирает из первых топ-3 и смотрит, что ему действительно интересно. Фактически он просто получает образование по тому направлению, которое ему предложило тестирование.

Вторая модель — когда ребенок горит своей собственной идеей. Я нередко видела детей, которые горят идеей, например, полета на Марс. Им 9 лет. Здесь понятно, что ребенок сразу выберет космоквантум, вне зависимости от всех результатов профтестирования.

"Билет в будущее" лишь говорит ребенку, что он либо художник, либо архитектор, либо же он имеет какую-то техническую направленность, к примеру, авиаконструктор. И вот этот молодой авиаконструктор попадает у нас в авиа— или аэроквантум, и он уже на практическом опыте может понять, интересно ли ему авиаконструирование, аэродинамика, все эти процессы или нет.

Данная структура в перспективе позволяет снизить риски по проблеме профориентации. Сегодня ребята в 18 лет зачастую толком не знают своей будущей профессии, не могут определиться и после 1-2 курса меняют свое направление деятельности. Такие кочевники в образовательной деятельности. В итоге профессионально подготовленный кадр у нас появляется к 35 годам, а это уже в принципе потеря для рынка труда, да и самого человека подобная неопределенность пугает. А когда ребенок в 8 лет может попробовать любое направление и понять, что ему интересно, он это и будет развивать. Если ему неинтересно направление, то он в любой момент может перейти на другую программу. Можно выбрать второе направление, третье и так по очереди. В итоге он сможет найти себя заблаговременно, до того, как поступит в университет, где будет получать свое образование, которое станет результативным для его дальнейшей жизни и профессионального роста.

— В чем особенности и различия проектов "Кванториум" и "Проекториум", какие шансы проявить свои таланты и получить новые возможности они дают своим ученикам?

Программа "Кванториума" и "Проектория", как правило, смежная, за исключением того, что у "Проектория" есть программа развития спорта. "Кванториум" же такого не предоставляет, зато он представляет собой более глубокое изучение наших нанотехнологий, инноваций.

"Кванториум" – это не только образовательная площадка или огромная платформа для самих детей, но и место для реализации их идей. По факту у "Кванториума" два продукта. Первый – это грамотный профессионал, ну может не профессионал, но ребенок с хорошей базой первичных профессиональных навыков. Второй — технология, реализованная идея, с которой ребенок пришел.

В случае, когда ребенок приходит сразу со своей идеей, она затем превращается в проект. Задача грамотных специалистов, преподавателей кванториума — помочь ребенку сделать это проектом, понять, где риски у его идеи, что нужно сделать, чтобы воплотить это в жизнь. Далее он этот проект развивает, и проект становится итоговым продуктом. В таком случае у нас есть и профессионал, и этот проект, который прошел все этапы развития технологии. Поэтому очень интересно, когда мы говорим о смежности территорий опережающего развития и технопарка "Кванториум", его кватумов.

Проект "Проектория" включает в себя федеральные открытые онлайн-уроки, которые поступают к нам от федеральных координаторов, а также региональные занятия, которые мы сами обязаны проводить. Ресурсы "Кванториума" будут использованы на то, в том числе, чтобы записывать онлайн уроки для "Проектории" по смежным дисциплинам. На данный момент мы уже выстроили логичную структуру, нашли смежные квантумы и технологии, которые есть в "Проектории".

Первым в Приморье запускается "Кванториум", он должен немного поработать, чтобы мы смогли оценить мощность и уже внедрить направления технологий "Проектория" в каждый из блоков "Кванториума". На региональном уровне поэтапно после "Кванториума" все начнет функционировать и набирать свои обороты, свою мощность.

С федеральным представителем проекта "Проектория" у нас уже в конце этого месяца будет заключено соглашение, то есть федеральные лекции, у нас будут читаться и вестись с января 2020 года. В декабре 2019 года будет форум "Проектория", так что федеральная активность обозначена уже с декабря.

— Сколько детей сможет получить дополнительное образование в новом формате в рамках проекта "Успех каждого ребенка"?

Официально в каждом квантуме сможет обучаться до 15 детей в одной группе. Все технопарки работают в две смены. То есть мы можем посчитать, что в одном квантуме получается 28-30 человек. Образование для всех абсолютно бесплатно за исключением лишь нескольких программ.

Конкурс предстоит достаточно высокий. Попасть на обучение можно, но не просто. У ребенка однозначно должен быть потенциал. Привилегия остается за теми, кто выбрал направление согласно результатам теста по профориентации. Понятно, что некая ротация будет происходить. Тестирование обрабатывает машинный интеллект, и, возможно, есть детали, которые не были учтены. Возможно также, что не определившийся ребенок из-за психологического фактора будет выдавать разные ответы и получать разные результаты тестирования.

— В каких районах Приморья планируете открыть технопарки?

— Осенью 2019 года во Владивостоке мы ждем открытия первого технопарка "Кванториум" в рамках государственной программы Приморского края "Развитие образование Приморского края".

Каждый вновь создаваемый детский технопарк "Кванториум" будет идти с привязкой к территориям опережающего развития, которые есть у нас в регионе. У каждой территории есть свое направление деятельности. Например ТОР "Михайловский" — это, как правило, агрокультура. Якорный резидент у нас — "ГринАгро". Какие кадры будут здесь нужны? Биологи, какие-то новые агротехнологии.

В следующем году "Кванториум" создается в Арсеньеве. Там, безусловно, будет биоквантум, там будут агротехнологии проекта "Проектория". Затем у нас идет Уссурийск, после — Артем, затем Находка. Посмотрим, как у нас откроется сеть: если останутся дополнительные ресурсы — есть целесообразность создания технопарка рядом с Большим Камнем. У нас есть ТОР "Большой Камень", крупный заказчик ДВЗ "Звезда", который уже сейчас на базе самого ТОРа строит собственный технопарк. Логично там создать и детский технопарк, где можно было бы развивать кадры. Пока мы говорим о нашей региональной сети, которая уже утверждена и идет с привязкой к своим ТОРам.

— Проекты "Кванториум" и "Проектория" только планируются к запуску. Есть ли у приморских ребят возможность уже сейчас поучаствовать в каких-то обучающих программах?

— Тестирование "Билет в будущее" ориентировано на детей от 1 класса и на весь летний период – с мая по сентябрь, данная платформа не работает, то есть ребенок не сможет пройти тестирование в это время. Нужно искать эквиваленты, и своеобразным аналогом "Билета в будущее" является платформа "Профориентатор" в ДЮЦ. Она доступна для детей с 3 лет. Это интересный опыт, новый опыт для РФ, когда с 3 лет мы начинаем искать профнаправления для ребенка. Там в основном только картинки, ассоциации. Если какое-то пятно ассоциируется у ребенка с тем же самолетом, то надо понимать, что он все-таки тяготеет к авиаконструкции.

Сейчас, безусловно, ребята могут, в первую очередь, зайти на платформу "Профориентатора", пройти профтестирование. В перспективе, когда у нас в сентябре месяце откроется "Билет в будущее", дети смогут пройти и его, а затем сравнить результаты. Более того у "Билета в будущее" есть свои платформы: официальный сайт, в том числе YouTube-канал, так как молодежь у нас увлекается YouTube. Там вообще можно посмотреть, что из себя представляет "Билет в будущее", какие преференции в перспективе от этого проекта ребенок сможет получить.

— Каковы перспективы реализации проекта "Успех каждого ребенка", каковы дальнейшие планы?

— Дальнейшая наша работа – это создание Центра талантливых детей. Используя все возможные ресурсы в нашем регионе, планируется создать единое окно для регистрации ребенка на программы дополнительного образования. То есть любой ребенок с учетом профориентации сможет получить правильное направление и образование, которое в перспективе станет для него действительно билетом в будущее.

После, это уже амбициозная задача, планируется создать центр, который был бы аналогом "Сириуса" в Сочи. Это дальнейшая перспектива.

— Хватает ли в приморских городах, поселках педагогов дополнительного образования, инструкторов и других специалистов для занятий с детьми после уроков?

— Это хороший вопрос. Вернемся к нашему партнеру — ДВФУ, у которого есть Школа педагогики, которая находится в Уссурийске. Каждый год там появляются выпускники — молодые кадры. Они сейчас на самом деле с удовольствием ездят по муниципалитетам и занимаются образованием в районных селах .

Это здорово, потому что молодые специалисты видят мир уже чуточку иначе. Более того, у нас начинает меняться советская модель преподавания, когда учитель больше контролер, нежели наставник. В нашем случае он как раз скорее наставник. Если у нас есть качественно подготовленный и горящий идеей преподавательский кадр, он, конечно, поведет за собой детей. Все преподаватели кванториума должны пройти аккредитацию и иметь дополнительное образование по компетенциям. Более того, это тоже человек, который тоже горит идеей развития аэродинамики, развития авиаконструкции и так далее. Либо это биологи, которые также молодые ученые, молодые кадры, в том числе.

Ну и, безусловно, есть те кадры, которые функционируют на территории школ.

Источник: primamedia

Новое видео в базе знаний

Семинар: «Подготовка отчета о самообследовании»
Галина Савиных
Просмотр (0:59:15)
Финансирование образовательных организаций и персонифицированное финансирование как новый инструмент финансирования
Анна Вавилова
Просмотр (1:36:07)
Варианты внедрения персонифицированного финансирования в Российской Федерации
Анна Вавилова
Просмотр (2:04:49)
Действующие нормы и актуальные требования к отчету о самообследовании
Галина Савиных
Просмотр (0:57:49)
Структура и текст отчета о самообследовании
Галина Савиных
Просмотр (1:28:55)
Проектирование образовательной деятельности: чему нужно научить каждого педагога
Ольга Бережнова
Просмотр (1:14:27)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018