Ассоциация руководителей образовательных организаций


Хороший воспитатель не готовит к школе

Уже почти по умолчанию считается, что основная цель дошкольника — подготовиться к школе, а дальше уже можно выдохнуть и жить с чистой совестью. Педагоги детского сада рассказывают, почему это в корне неверно
12 марта 2018

Сотрудники ОВР ЧУ ДО «Детский сад «Замок Детства», Данилина Татьяна Александровна и Кравченко Лидия Владимировна написали об истинном призвании дошкольного образования, вреде тестирования дошкольников и важности воспитания не "по возрасту", а по потребностям ребенка.

«Ну что за детский сад?», «Детский сад — штаны на лямках»... Даже в нашем языке зашифровано слегка снисходительное отношение к месту, которым вообще-то стоит если не восхищаться, то хотя бы уважать. К месту, где дети проводят почти каждый день в течение нескольких лет. Это для взрослого четыре года — пустяк, а для дошкольника это больше половины жизни. Мы же отводим детскому саду не самую видную роль места для безопасного хранения детей до тех пор, пока они не дорастут до школы. Скорее всего, мы даже не представляем, сколько важного мы упускаем.  

Уже почти по умолчанию считается, что детский сад обязан готовить детей к школе. Вообще, если присмотреться, выглядит так, что основная цель ребенка-дошкольника — подготовиться к школе, а дальше уже можно выдохнуть и жить с чистой совестью. 

Лучшим педагогом считается тот, у кого дети больше «подготовлены» по стандарту и лучше могут ответить на вопросы тестов (хоть они и запрещены по сути, однако практикуются повсеместно под другими названиями). При этом в тестировании, каким бы игровым словом его не назвали, никогда не учитывается ни индивидуальность ребенка, ни его склонности и предпочтения, ни душевное состояние на момент тестирования. Значение имеют только конкретные знания, которые кто-то где-то когда-то признал соответствующими возрасту. Нужны ли эти знания самому ребенку в контексте его жизни — никого не интересует. 

 

Нужны ли эти знания самому ребенку в контексте его жизни — никого не интересует. 

 

Доходит до абсурда: когда почти любой тест предлагает ребенку найти, например, на картинке телефон, при этом на картинке изображён аппарат с трубкой и диском для набора номера, которого почти ни один современный ребенок не видел ни разу в жизни. За неправильный ответ снижается количество положительных баллов, а на основании этого делается вывод о «неподготовленности» и «педагогической запущенности» ребенка. И никого не интересует, что в личной беседе тот же самый ребенок порой может свободно рассуждать на темы космоса и бесконечности, добра и зла, писать стихи или даже всерьёз изучать сложные науки — однако вывод сделан не в его пользу.

 

На наш взгляд, функция современного детского сада — не подготовить детей к успешному прохождению теста для поступления в школу, а найти их собственное место в жизни, как бы пафосно это ни прозвучало. 

 

Вопреки распространённому мнению, что ребенок — это чистый лист, на котором можно написать что угодно, психологические исследования последних лет доказывают, что на самом деле дети с раннего возраста имеют устойчивые и очень различные предпочтения, которые редко кардинально меняются в течении жизни. Однако, в силу возраста, ограниченности самостоятельности, да даже просто в силу отсутствия опыта редкий дошкольник может чётко и уверено обозначить свой интерес для взрослых, ведь те учат его только тому, что сами считают нужным и важным, а всё остальное остается за бортом по принципу «вырастешь – узнаешь». 

Представьте себе, что ребенок рожден со способностями к химии, это «его» наука, он обладает интуитивным пониманием происходящих процессов и способен изучать её уже в раннем возрасте. Одна загвоздка: ему 5 лет, и он вообще не знает о том, что такая наука существует на свете, а взрослым не приходит в голову ему об этом рассказать, ведь все точно знают, что до химии дети дорастают не раньше 8 класса школы. 

Конечно, способности не пропадут к тому времени, если они есть, но насколько больше этот ребенок мог бы сделать в науке, если бы ему предоставили эту возможность раньше, а самое главное — насколько счастливее он мог бы стать! 

Ведь очень часто таких детей считают ни к чему не пригодными, думают, что им ничего не интересно и не нужно, а секрет прост: то, что им нужно, им элементарно недоступно.

 

Конечно, в последние годы тенденции меняются, и детям предоставляется больше возможностей для выбора, для самоопределения, однако дамокловым мечом надо всеми, и в первую очередь над самими детьми, висит требование «обязательных знаний», которые любой ребёнок должен освоить к определённому возрасту, даже если они ему категорически неинтересны, и эти требования зачастую не дают заниматься тем, что на самом деле ему нужно и интересно.

В нашем детском саду мы стараемся уйти от этого, и «подготовка к школе» — это не самоцель для нашего коллектива. Целью или даже миссией можно было бы назвать «подготовку к жизни», только не в узком «тестовом» смысле, где кем-то заранее обозначен набор знаний и навыков, которые якобы должны пригодиться образованному человеку. Не столько важны знания, сколько способность, а главное, желание их найти, добыть самому. Не столько важны навыки, сколько вера в себя и в то, что можно научиться всему, если этого захотеть, и знание о том, где и как этому можно научится. А ещё важнее — знать и понимать, кто ты такой и чего ты хочешь, и это можно было бы назвать лучшей подготовкой и к школе, и к жизни, и ко всему, что встретится на пути ребенка.

Психика человека в целом и ребёнка в частности, устроена таким образом, что любое воздействие извне никогда не бывает прямолинейным, и нам не дано предугадать, чем именно и как именно отзовется любое наше слово, и наша основная цель — обозначить детям их возможности, разрешить сделать выбор, расширить горизонты и ждать, чем и как прорастут эти семена. Мы не обучаем детей, мы пробуждаем в них желание обучаться, развиваться, исследовать.

Рассказать ребенку о чём-то даже очень интересном — это даже не полдела. Нужна обратная связь, чтоб понять, что заинтересовало ребенка, что он хотел бы узнать ещё, а что ему показалось скучным. Для этого мы в нашем детском саду практикуем «Детский совет», на котором дети каждое утро делятся мыслями, желаниями, впечатлениями и таким образом помогают педагогу сделать совместную деятельность более увлекательной и продуктивной.

Конечно, для того, чтобы кого-то чем-то «заразить», надо самому этим «болеть». 

 

Педагог, сам не любящий того, чем занимается, не может вдохновить этим ребенка. Конечно, сам интерьер и наполненность детского сада — это огромный процент успеха. Когда в детском саду есть библиотека, где дети могут выбрать книги домой, послушать их чтение вместе с друзьями и даже издать свою собственную книгу, дети скорее всего вырастут читающими людьми. Когда они могут пойти в кабинет робототехники и конструирования, они могут полюбить изобретательство. Когда они имеют возможность собираться с друзьями в «научном клубе», проводить опыты, собирать молекулы из конструктора, выдвигать гипотезы и искать ответы на волнующие вопросы путем экспериментов, они будут считать, что наука — это увлекательно.

Но интерьера и пособий недостаточно. Если за внешним наполнением не стоит увлечённый педагог, ребёнок вскоре забудет обо всём, чем он занимался. Главное — найти на каждое место правильного педагога, который будет воспринимать своё дело не как рутинную обязанность, а будет каждый раз заново открывать грани неизведанного вместе с детьми, заражая их своим любопытством, радостью открытия и верой в то, что всё на свете интересно и стоит того, чтобы это узнать.

 

Источник: NewTonew


Новости по теме


Copyright 2014-2015