Ассоциация руководителей образовательных организаций


Фото: news.ykt.ru

«К любому ребенку можно найти подход». Воспитатель года Якутии — о тонкостях профессии

От папье-маше к роботехнике: что интересно современным дошколятам
13 июня 2018

Валентина Заболоцкая, воспитатель подготовительной группы детского сада №2 «Василек» поселка Жатай, стала победителем профессионального конкурса «Воспитатель года». В конкурсе приняли участие представители 31 дошкольного учреждения со всей республики.

Как рассказывает педагог, она трудится по профессии с 2008 года, начав работу в городском детсаде №5 «Радуга».

— Но как только у нас (в Жатае) три года назад построили садик «Василек», перешла. В моей группе 20 детей старшего и 12 выпускников подготовительного возраста. Все дети очень разные, но они – мои цветочки радости. Не зря говорят: воспитатели – цветочницы.

 

— Расскажите, как прошел конкурс.

— Море ярких впечатлений. Решили участвовать в марте, но заранее невозможно к нему подготовиться.

Первый этап прошел заочно – визитная карточка и сдача пакета документов. Второй – очный: совместная деятельность с детьми и мастер-класс. А на третьем этапе была лекция и ток-шоу с Ириной Гризик, это оказалось самым сложным для меня: утром в девять часов жребием досталось выступать первой. Тема моей лекции — «Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации». Это направление только начинает развиваться в дошкольном образовании, было мало времени для поиска информации. Теперь начнем потихонечку готовиться к профессиональному конкурсу «Воспитатель года России», который будет в ноябре этого года.

 

— На вручении наград выделяли воспитателей — многодетных матерей. Расскажите о своих детях.

— У меня трое замечательных сыновей, три богатыря. Старший – творческий, посещает школу вожатых, выступает в школе. Средний – ярый фанат футбола, сам занимается. Младший – мой хвостик! Воспитанник моей группы, окончил в этом году. Он заинтересовался робототехникой, которую я веду.

 

— Не сложно ли вам вести такой кружок?

— Сначала, конечно, было сложно, потом помогли курсы. Раньше вела нетрадиционную технику рисования, папье-маше. Иду в ногу со временем – перешла к робототехнике. Самой интересно, детей тоже не оторвать: мальчики и девочки с удовольствием программируют, конструируют. Мы хотим, чтобы дети были подготовлены к будущим профессиям.

 

— Каждый ли человек может стать воспитателем?

— Это скорее призвание. Должно тянуть в эту стезю, к детям. Главное – любовь к ним, доброта и мобильность. Если любишь детей, то стараешься их развеселить, чем-то заинтересовать, а для этого нужно работать над собой, узнавать новое. Современные дети сильно отличаются от нашего поколения, даже разбираются в технике лучше нас, поэтому нужно знать больше них, чтобы дать им что-то из того, о чем они не ведают.

 

— Почему вы решили избрать для себя эту профессию?

— Во мне сидел воспитатель с самого детства. Я младшая в семье и всегда мечтала о младшем братике или сестренке. Просила родителей, но эта мечта, к сожалению, не сбылась. Собирала соседских детей, играли в школу и детский сад. Помню, каждому делала тетрадку, и в них они у меня выполняли задания. Хотелось о ком-то заботиться, ухаживать, помогать. Окончив школу, я собиралась поступить на врача, но подумав, решила подать документы на дошкольное отделение педагогического колледжа, затем института.

 

— Что самое трудное в вашей работе?

— Не может быть, чтоб каждый день был словно праздник. Бывают проблемы и в личной жизни. Но заходя в детский сад, мы должны об этом позабыть, потому что дети это тонко чувствуют. Еще трудно перейти к другой образовательной системе: надо изучить много материала, подать сложную тему так, чтобы было понятно детям. Новая система ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) намного лучше старой, так как предоставляет воспитателю выбор темы своего кружка, превращает скучные уроки в игру. Воспитатель находится в постоянном движении и поиске чего-то нового.

 

— Какие ошибки совершают молодые родители?

— Дети и их родители бывают разные. Нельзя говорить: «Вы неправильно воспитываете своих детей», но можно работать совместно с родителями, исправляя их ошибки. Думаю, самая большая ошибка – сильно потакать ребенку: мера должна быть во всем. С ребенком нужно договариваться, они все знают, очень хорошие психологи, поэтому нельзя идти у них на поводу, а лучше найти компромисс, чтобы ребенку не было ни обидно, ни вредно. Молодым родителям нужно любить своего ребенка, ухаживать за ним, помогать, наблюдать за ним. Именно наблюдая, можно увидеть его изюминку, склонности, которые можно развить. Нужно уделять много внимания ребенку.

 

— Как привить у детей любовь к чтению?

— Прививать любовь к литературе надо с малых лет. Начать можно с фольклора: потешки, стишки; читать книжки, просто смотреть их дома по 10-15 минут в день, обсуждать, составлять описательные рассказы по иллюстрациям.

 

— Бывало ли у вас так, что вы не могли найти общий язык с ребенком?

— В начале, конечно, было. Потому читала много литературы, советовалась с психологами. А сейчас, спустя восемь лет, я сразу могу определить, какие есть способности у ребенка, кто что умеет, знает. Ребенок приходит в детский сад как золотой замочек, ключик к которому можно подобрать, только общаясь и работая индивидуально. К любому ребенку можно найти подход. Когда ребенок раскрывается – это красота, сама не нарадуюсь!

 

— Если у ребенка появились проблемы, как ему помочь?

— Нужно поговорить с ним, выяснить, из-за чего это произошло. Потом с помощью беседы и подобранных игр это можно откорректировать. Помогает также совместная работа с психологом.

 

— Как вы относитесь к тибетским методам воспитания, где ребенок до 5 лет — царь, до 15 — раб, а после — лучший друг?

— Не приемлю такой метод воспитания. Как по мне, лучше идти ровно к желаемой цели без сильных перепадов, которые могут сбить ребенка с толку.

 

— А если желания родителей не совпадают с интересами ребенка?

— Если родители очень хотят, чтобы их ребенок занимался тем, чем хотят они, то можно попробовать совмещать, вызвать интерес у ребенка к предложенной деятельности. Сейчас же все интегрируется. Но если ребенку не нравится – лучше не насиловать его навязчивыми предложениями и уважать его выбор.

 

— Есть ли у вас образ идеального воспитателя?

 

— Это тот, кто неустанно трудится, не перестает двигаться вперед, узнавать новое, заинтересовывать и удивлять своих воспитанников, а также развивает их задатки. Главное — не растерять интерес детей, это умение приходит с опытом.

 

— Что дала вам ваша профессия?

— Спокойствие. Воспитатель — это художник, дизайнер, организатор, певец, танцовщик и актер в одном лице. Очень разносторонняя и творческая профессия, которая не дает сидеть на месте.

 

Источник: news.ykt.ru


Copyright 2014-2015