Ассоциация руководителей образовательных организаций


"Хочешь жить - умей учиться"

Портал "Управление Образованием" продолжает публиковать выступления со Всероссийского практического семинара руководителей дошкольных учреждений. В этот раз мы приводим вступительную часть  доклада заместителя руководителя отдела дошколь
05 августа 2015

Я представляю центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000», и я буду говорить о ситуации, разработанной в рамках этого центра. Я не представляю какое-то издательство, а это значит, что та технология, о которой я сегодня буду вам говорить, она абсолютно надсодержательна. И опыт уже многолетней апробации показывает, что она может использоваться в совершенно разных образовательных областях, на разном содержании. Более того, в другом преломлении эту же технологию нашей экспериментальной площадки используют при построении методической работы с педагогами при повышении профессиональной компетенции своего коллектива и в работе с семьей. 


Я начну выступление с небольшой притчи. Кто-то возможно её слышал, она имеет непосредственное отношение к тому, о чем мы будем говорить сегодня с вами.


В 14 веке в Европе строили храм. А руководителем строительных работ был монах. И вот однажды монах решил посмотреть, а как работают его строители? И он подошел к первому каменщику и задал ему самый обычный вопрос: «Чем ты занимаешься?». На что каменщик ответил: «Я бью по этой каменной глыбе резцом, это тяжелая и изнурительная работа».


Монах подошел ко второму каменщику и задал ему тот же самый вопрос. На что каменщик ответил: «Я бью по этой каменной глыбе и этим самым я зарабатываю себе на хлеб, теперь моя семья не будет голодать, а дети получат образование». Монах подошел к третьему каменщику и задал ему тот же самый вопрос. На что каменщик ответил: «Я строю великолепный храм, который простоит тысячу лет». Монах удалился, а через три дня, вернувшись, назначил руководителем третьего каменщика.


В чем была разница? Все они занимались одним и тем же. Третий каменщик обозначил даже не столько тактическую цель, а миссию. И, наверно, этим и отличается наша с вами профессия. Те результаты, тот вклад, который мы вкладываем в наших детей, он проявится намного-намного позже, отсроченный. И поэтому, какие бы мы с вами инструменты не рассматривали, какие бы программы и вопросы не обсуждали, в первую очередь мы должны думать о своей миссии, и исходя из этого рассматривать все остальные вопросы.


И главное противоречие современного образования заключается в том, что сегодня мы должны обучать детей жить в мире, которого сами не знаем. Ни для кого не секрет, что мир очень быстро меняется. Воспитание изменилось. Уже не так как нас воспитывали и даже наших детей, тогда была определенная в семье программа. Мы знали, что мы отдаем ребенка в сад, потом школа, вуз, работа. Что-то можно было спрогнозировать. Сегодня такой прогноз делать очень сложно, мы не знаем, что будет послезавтра.


Вспомните, совсем недавно появились наши любимые ФГТ, пока мы их поняли, приняли, наконец-то полюбили, появился новый документ, и мы по новому кругу начинаем осваивать все. Другое дело, что мы и растем с этим, естественно. Но факт в том, что этих затруднений и перемен настолько много, что мы сами иногда учимся у своих же детей. Вспомните, как вам впервые попал мобильный телефон в руки, сколько мы его изучали? А попробуйте дайте его трехлеточке. Мир другой и мы, как взрослые, должны это признавать, потому что если мы останемся в той позиции, что мы взрослые мудрецы, и мы знаем, что делать, как учить и чему учить, то тогда ничего не получится. Мир изменился. Социальная ситуация изменилась вокруг наших детей, и дети наши другие поэтому.


Наш традиционный лозунг «образование для жизни» меняется на лозунг «образование на протяжении всей жизни». И, пожалуй, самое главное, об этом и стандарты дошкольного, и начальной школы говорят, что очень важно такими механизмами вооружить человечка, чтобы, несмотря ни на что, что было бы завтра, он всегда мог развиваться, обладал умением учиться, переучиваться, находить нужную информацию, отсеивать ненужную. Потому что сейчас такой огромная лавина информации. И чтобы при этом он оставался стрессоустойчивым. Только тогда он будет счастливым. А все мы и как мамы, и как педагоги, и как руководители хотим, чтобы наши дети были здоровыми, и психически здоровыми, и счастливыми.


Поэтому, о каких бы инструментах мы не говорили, мы держим в уме миссию третьего каменщика. И очень хорошо Александр Григорьевич перефразировал известную пословицу. Сегодня она звучит так. «Хочешь жить — умей учиться».


Не в моей практике рекламировать какие-то книжки, тем более эта книга не относится никак ко мне, но здесь я сделаю исключение. Это книга Асмолова «Оптика просвещения», вышла она, по-моему, в 2011 году. Эта книга, во-первых, стоит в первых рядах в перечне литературы к примерной программе дошкольного образования, которая в реестре появилась. На мой взгляд, это та книга, которая должна быть на столе у каждого руководителя. Потому что очень многие вещи, даже одно и тоже, когда вы будете слушать, документы читать, приходит переосмысление очень многих нюансов.


Цели и принципы образования переосмысляются, отсюда и изменение образовательных программ, и изменение и разработка новых образовательных технологий. И хотим мы или нет, мы должны понимать, что в первую очередь это дошкольный уровень. И во всем мире уровень дошкольного образования, статус его, повышается, потому что значимость роли дошкольного образования, то, что закладываем именно мы, намного больше сказывается, чем последующие ступени образования.


Кстати, не так давно в Европе проводили социологический опрос, какие из уровней образования в наибольшей степени оказывают влияние на успешность человека в будущем. И выявили два уровня. Первый — это дошкольное образование, а второй — профессиональное образование. Это личностно порождающее взаимодействие, оно так сейчас обозначено в примерной программе дошкольного образования, это закладывается именно на нашей ступеньке. А дальше все естественно наращивается и наращивается, и, будучи уже осознанной личностью, уже в вузе, человек делает выбор и свою траекторию строит.

Абдуллина Лилия Энгелевна


Руководитель отдела дошкольного образования Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." АПК и ППРО РФ
Посмотреть подробный профиль

Новости по теме


Copyright 2014-2015