Ассоциация руководителей образовательных организаций


dvinaland.ru

Образ современного воспитателя

В преддверье вебинара «Формирование имиджа образовательного учреждения» публикуем для вас часть выступления к.п.н., директора сети частных садов «Карусель» - Веревкиной Елены Валентиновны. О том, каким должен быть с
05 октября 2015

«Откроем ФГОС. Я не буду вас сейчас этим документом сильно перегружать, он у вас и так есть, прочту одну фразу, которая на первых страницах находится. Стандарт, который разработан на основе конституции, на основе ООН о правах ребенка, какой в нем основной принцип: «Сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства — понимание детства, как важного периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий. Значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что на этом периоде есть подготовка к следующему этапу». Это звучит невероятно актуально.

Ровно 100 лет назад немецкий педагог Фридрих Фребель первые сформулировал этот термин - «самоценность детства». Под ним он подразумевал по-настоящему по-детски прожитые годы, преимущественно в игре. Это и определяет основные профессиональные деятельности современного воспитателя.

Мне бы хотелось познакомить вас с тем удивительным исследованием взгляда современного ребенка на воспитателя, которое проведено в моем родном городе Петербурге, в рамках исследования интересов, мотиваций, приоритетов современного ребенка. Было обследовано более 20 тысяч детей, буквально недавно, на предмет, какой педагог наиболее интересен ребенку.

И вот, что мы видим. Первое и главное в подавляющем большинстве. Воспитатель, который наиболее близок ребенку по способности быть ребенком. То есть играть, разделять интересы ребенка, быть партнером. Ну, как тут не вспомнить Экзюпери - «все мы родом из детства». Вот это первое и главное.

Второе. Воспитатель, который наделен какой-то уникальной и удивительной способностью, удивительным умением. Кто-то например ткать, кто-то создавать фигурки из глины, кто-то ещё чем-то. Ребенку интересен тот, кто может за собой повести и за собой увлечь.

За основу рассмотрения подхода к педагогической деятельности современного воспитателя можно взять психолого-педагогические условия реализации ООП дошкольного образования. Я пропущу этот фрагмент, вы можете это прочитать в стандарте, на 17 странице, я только лишь сейчас, для того, чтобы сэкономить наше время, расскажу как эти вещи проявляются в жизни и поделюсь некоторым своим опытом.

Речь идет о том, что важно использовать те виды деятельности, которые соответствуют возрасту ребенка и соответствуют его жизненному опыту, его индивидуальности. Это связано с тем, что в современной жизни появляются новые жизненные реалии. Увлечение социальной, духовной, экономической дифференциацией общества, индивидуальные цели личности начали признаваться обществом наряду с коллективными целями и идеями, сама личность перестраивается сегодня, развивая в себе такие качества как ответственность, гибкость, адаптивность и мобильность. Подобные перемены привели к тому, что разнообразные формы жизни и выбора человека на своем жизненном пути стало нормой существования.

Это изменение связано с главной чертой современного воспитателя — желание и способность постичь индивидуальность каждого ребенка, изучив его жизненный опыт и уникальную социальную ситуацию, в которой он развивается. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его потенциала развития в определенных условиях.

В нашем учреждении разработана первичная анкета, которую заполняют родители, она достаточно подробно исследует жизнь ребенка, которую мы не можем выявить в рамках общения с ребенком в нашем учреждении. И там совершенно разнонаправленные вопросы, чтобы вы понимали какие нюансы могут сегодня заинтересовать нас, педагогов. Например, «как вы ласково называете ребенка дома?». Я приведу маленький пример. У меня есть коллега, которая имеет очень большой педагогический опыт, она рассказывала, как в 8о-ые годы, показывая открытое занятие для проверки, ей сделали замечание. Занятие проводилось в подготовительной группе, ей сделали замечание, что она называла детей уменьшительно-ласкательно. Нужно было унифицированные формы использовать и это не вполне приветствовалось. Сегодня же мы чем больше знаем о ребенке и демонстрируем ему эти знания, тем больше доверия у ребенка мы вызовем. Мы хотим быть с детьми на одной ступенечке и для них это очень важно.

Изучая ребенка в течение месяца, приблизительно после этого мы всегда организовываем встречи с семьей. Я хочу подчеркнуть, что встречи с семьей — это очень важно. Не только с мамой, которая, как правило, больше времени вкладывает в воспитание, а именно с семьей. И здесь мы как раз соприкасаемся и узнаем, что нам удалось выяснить, что родители добавят к этому. И это удивительно и интересно, что именно на таких встречах происходит открытие ребенка для родителей. Но самое удивительное, что они начинают подмечать те вещи, которые раньше вообще не наблюдали. Открываются те знания, которые были скрыты от не пристального взгляда.

Что важно на этих встречах? Мы приблизительно описываем путь развития, те вещи, которые мы предполагаем для счастливой жизни ребенка хорошо было бы развить, с одной стороны. С другой, впоследствии мы очень внимательно следим, как все меняется. Потому что факторов развития современного ребенка огромное количество. И все время стараемся быть в контакте с семьей.

Как сегодня описать позицию отношения воспитателя к ребенку? Это позиция поводыря. Поводыря, который ведет ребенка сзади. Представьте себе, ребенок идет первым, и именно он, открывая в себе свои желания, интересы, склонности, при помощи и поддержке педагога-воспитателя, который не дает ему просто свернуть не на те дороги. Помогает ему идти и выбирать свой собственный путь. Этот образ мне понимается очень важным в понимании индивидуальности ребенка.

Девиз Монтессори, который мне кажется чрезвычайно актуален сегодня - «помоги мне это сделать самому» - это тоже должно быть девизом определенным для воспитателей.

Далее в условиях психо-педагогических мы читаем, что надо следовать той деятельности, которая для ребенка является наиболее отвечающей его природе. Что здесь важно для дошкольников? Обучать ребенка проще, чем предоставлять условия для развития, потому что это более креативная задача. Обучение не является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, тяга к обучению появляется у ребенка только на пороге 6-7 лет, когда ребенок перерастает детский сад. Необходимо помнить, что после детского сада ребенок будет учиться непрерывно, потому и самоценен период дошкольного детства, в том числе необязательностью обучения. Игра, фантазирование, исследование и общение тоже обучают. Только это происходит в естественной для ребенка форме, увлекательно и весело.

Хочется, конечно, сказать про субъектную позицию, которую сегодня должен занимать педагог, но я полагаю, что наверно мы пока поймем дальше и рассмотрим некоторые приемы.

Ответственность воспитателя за взаимодействие с семьей очень большая. Остановлюсь сейчас на этом. Воспитатель сегодня является как бы коммуникатором между ребенком и родителем. Почему такая странная на первый взгляд формулировка? Известно, что лучшие психологи - это дети. И конечно то, как ребенок себя проявляет и ведет в семье — это одна история, то, какой он в социальной жизни, в социальных условиях детского сада — совсем другая история. И роль педагога-воспитателя заключается как раз в том, чтобы обменяться этой информацией, чтобы лучше узнать о ребенке.

В нашем учреждении для того, чтобы эту просветительскую работу с родителями вести, мы выпускаем газету для родителей. Вот на нашем сайте детского сада «Карусель» там выложена газета, если кому-то интересно, что значит просветительство через такую форму, вы можете с этим ознакомиться. Ещё также я хочу сказать, что мы проводим в нашем саду в сентябре тренинги-адаптации для родителей. Это в рамках работы с семьей, в рамках роли воспитателя, которой сегодня предается здесь особое значение. Вы прекрасно знаете, люди работающие с детьми, что адаптация ребенка к учреждению — это только один кусочек адаптации, ещё нужно адаптировать родителя к адаптации ребенка к учреждению. И это порой бывает более важным фактором для адаптации ребенка. Мы используем те методы и приемы, которые для нас являются профессиональными.

Конечно, у нас работают психологи, это понятно, но мы привлекаем для проведения этих тренингов по кусочкам, по проблемам, тех воспитателей, которые работают и тех, которые казалось бы по своей работе не предназначены для того чтобы проводить с родителями эти тренинги. Но это потрясающая вещь. Если ты чего-то не знаешь, возьмись это преподавать. Люди изучают, обогащают свой опыт этими знаниями, таким образом они устанавливают ещё очень доверительные взаимоотношения с семьей и опять таки работают на доверие к учреждению.

Я хочу поделиться с вами одной идеей, которая сейчас у нас находится в стадии разработки, и, как мне кажется, тоже решает задачи совместного пути для предоставления развития ребенка семьи и учреждения. Мы планируем организацию горячей линии для родителей, у нас несколько филиалов, мы предполагаем, что будет один номер телефона. Не секрет, что сегодня в обществе повышенный опыт тревожности людей и как следствие, родители часто оказываются в ситуации стресса. Посмотрели по телевизору какую-то негативную информацию, кто-то что-то сказал, разволновались, забеспокоились, бывает накрутили себя совершенно напрасно и ещё кого-нибудь.  Специалист, который способен работать в формате телефонного звонка, способен не только дать родителям состояние спокойствия, но и дать обратную связь о том, что в настоящий момент ваш ребенок делает то-то, кушает то-то, играет с этим, одет в это и так далее. Нам видится, что это очень полезно.

Собираемся в нашем учреждении выпускать справочник по адаптации. Накоплен такой материал, такое количество примеров, радостных примеров, когда из сложной адаптации дети выходили с достаточным успехом. В чем эти секреты тоже может быть интересно для родителей, ознакомиться именно с опытом своих предшественников. Вообще это вызывает самое большое доверие, нежели какие-то энциклопедические знания, которые вообще существуют.

Я хочу сказать пару слов о специфике кадровой политики нашего учреждения. Мы нацелены на современные требования, предъявляемые к педагогам. Чтобы разглядеть индивидуальность другого ребенка нужно всегда обращаться и к своеобразию личности воспитателя. И когда мы проводим собеседование, у нас несколько этапов приема на работу, для меня всегда очень важным является понять, почувствовать и узнать сферу интересов  самого педагога, для того, чтобы обязательно это учитывать.

У нас был такой интересный вариант, когда воспитатель в жизни увлекался фокусами. И из этого получился великолепный курс. Вспомните, мы говорили, что современный ребенок ценит в воспитателе? Умение, уникальность, возможность научиться тому, что никто не умеет, и чтобы это было именно рядом, и это было гораздо более ценно для современного ребенка даже чем из современного информационного поля в виде телевизора, интернета почерпнуть эту информацию. И это очень здорово. То есть с одной стороны мы, конечно, пытаемся разглядеть личность самого воспитателя и дать ему возможности для развития личности, о чем мы уже не раз говорили. С другой стороны, по истечению некоторого времени в нашем детском саду есть возможность менять режимы — есть полный день, есть неполный, есть два-три раза в неделю, разные возраста. И у нас в кадровой политике есть возможность меняться. Во-первых, это способствует взаимному обучению. Во-вторых, это не позволяет засидеться на проторенной дороге и играть в одно и тоже, и так далее. Это очень важно для развития профессиональных умений воспитателя.

У нас есть практика наставничества. Вы знаете, какие изменения претерпевают воспитатели, работая в учреждении, сейчас не будем об этом говорить, но как любой человек приходящий в коллектив, он проявляет себя сначала так, потом так, потом так, потом расцвет или другие этапы происходят. Это естественно совершенно как и в любом жизненном явлении есть этапы. И мы включаем наставничество, чтобы люди не засиделись.

И фестивали педагогического мастерства в нашем саду стали традицией, очень интересно проходят, большие дискуссии вызывают, и очень постановка проблем удивительных происходит иногда совсем не тех, с которых начинали.

У нас четыре филиала и тема на фестиваль заявляется каждым педагогом, который желает, та тема, которая ему интересна, в качестве профессионального интереса. Он работает с методистом соответственно если ему необходимо что-то показать. У нас есть критерии определенные, которые сегодня подразумевают соответствие стандартам, использование необычной эффективной среды, уникальность занятия, методов и форм, или итог проектной деятельности может быть. И это открытые занятия, которые проходят и наши педагоги в течении 1,5 месяцев ходят и смотрят друг на друга вместе с методистом, это обсуждают. Мы не задаем темы, тему создает каждый педагог самостоятельно в зависимости от его интересов, интересов детей.

В завершении хотелось бы сказать, какими чертами мог бы обладать современный ребенок, чтобы расти счастливым. Много этих черт. Например, уверенность в своих силах, творческий подход, любознательный, умеющий дружить, помогать, рассуждать, преодолевать трудности и много ещё всего можно говорить. Но во многом воспитатель, чтобы помочь ребенку стать таким, должен сам обладать этими самыми чертами. Чем больше симметрии — тем больше успеха.

И закончить я хотела бы словами русского ученого, писателя, составителя толкового словаря живого великорусского языка, Владимира Ивановича Даля: «Воспитатель во многом сам должен быть тем, кем он хочет, чтобы был его воспитанник».

 

Расшифровано со слов Веревкиной Елены Валентиновны.

Верёвкина Елена Валентиновна

кандидат психологических наук
кандидат психологических наук, автор научных и популярных статей, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификации.
Посмотреть подробный профиль



Copyright 2014-2015