Ассоциация руководителей образовательных организаций


452kalinka.blogspot.com

Виды деятельности в образовательном процессе

Ольга Бережнова: о видах деятельности в образовательном процессе дошкольного образования.
11 декабря 2015

«Это сквозные механизмы развития ребенка. Я думаю, со ФГОС вы знакомы, и эти сквозные механизмы уже выучили. Их предлагается три: это игра, общение и исследовательская познавательная деятельность.

Это три сквозных механизма, это те виды деятельности, которые являются для дошкольника ведущими на разных этапах его развития и продолжают оставаться очень значимыми на всем периоде дошкольного детства. Что бы мы ни организовывали, в каком бы блоке, в какой образовательной области мы бы ни работали, мы должны подумать сначала, где у нас игра, где мы общаемся с ребенком, а где он познает и исследует окружающий мир?

Берем и художественно-эстетическое развитие, любое мероприятие по ИЗО. Где игра, где общение, где познавательная деятельность? На этом все строится, это три кита, на них держится деятельностный подход к системе дошкольного образования.

Но этими тремя видами деятельности не может ограничиться образовательный процесс в детском саду:

  1. Двигательная деятельность, активность. Она является приоритетной для реализации задач образовательной области. Физическое развитие - без него мы никуда не денемся. Мы что-то планируем по физическому развитию, обязательно берем двигательную деятельность, игровую, общение и познавательно-исследовательскую. Чтобы активность стала деятельностью, она должна стать для ребенка социально значимой. Активны мы все как биологические механизмы в движении, а деятельность нужна социально значимым существам – человеку. Когда  активность детская превратится в социально значимую деятельность, организованную вами – это и есть «фишка» педагога.
  2. Трудовая деятельность, которая должна быть организована вами в детском саду. Пусть и не в большом объеме, но все же.
  3. Конструктивная деятельность ребенка или конструирование. Это, прежде всего, показатель его умственного роста, умственного развития, то есть познавательных способностей. Это конструкторы, лего, конструирование из бумаги, из природного материала, из бросового и так далее.  Это приоритетный вид деятельности в познавательном развитии.
  4. Восприятие художественной литературы и фольклора как вида детской деятельности. Не чтение, а именно восприятие. Данный вид деятельности мы активно будем использовать при развитии речи и художественно-эстетическом развитии дошкольника, т.к. литература и фольклор – это искусство.
  5. Изобразительная и музыкальная деятельность как приоритетный вид для решения задач образовательной области, художественно-эстетическое развитие.
  6. Непосредственно образовательная деятельность (НОТ) как период наивысшей восприимчивости детей к чему-то новому, тогда когда их нужно чему-то учить.  В большинстве известных вариативных программ НОТ выделяют только по четырем областям. НОТ – это не занятие, не мероприятие, это период времени, наибольшей активности ребенка для восприятия новой информации, к обучению. Этот период может быть в разных формах. Мы его выделим отдельно, т.к. именно на этот период у нас просят учебный план. Во ФГОС написано, что образовательная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Вы сами решаете в течение какого времени. Для круглосуточных групп – не более 14 часов в день.

Конечно же, есть и другие формы в режиме дня: концерты, выставки, беседы… Педагоги могут самостоятельно для себя определить те формы организации детских видов деятельности, которые приемлемы в группе». 

Расшифровано со слов Бережновой О.В.

Бережнова Ольга Владимировна

к.ф.н.
эксперт Национального агентства развития квалификаций Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, руководитель кафедры развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования»
Посмотреть подробный профиль


Полезные книги


Copyright 2014-2015