Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная Новости«Мы привыкли считать, что наши сады — самые лучшие»


«Мы привыкли считать, что наши сады — самые лучшие»

Почему в детских садах невкусная еда, откуда появилось правило «когда я ем — я глух и нем» и почему советские кубики не хуже Lego. Об этом и многом другом рассказывает заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Шиян.

15.07.19

Почему в детских садах невкусная еда, откуда появилось правило «когда я ем — я глух и нем» и почему советские кубики не хуже Lego. Об этом и многом другом рассказывает заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Шиян.

У Рособрнадзора есть программа «Национальное исследование качества образования». Оно проводится уже давно, а в 2016 году к нему подключили и дошкольный уровень образования.

Я бы хотел сделать акцент на том, что это именно исследование, потому что само упоминание Рособрнадзора пугает многих. Всё это называют либо проверкой, либо инспекцией, либо ещё какими-то страшными словами. А это действительно было исследование. Перед нами и Рособрнадзором стояла задача — исследовать и понять современное состояние российских детских садов.

Мы привыкли считать, что наши сады — самые лучшие. Некоторые основания так думать у нас есть.

Если говорить о дошкольном образовании как системе, то она в России появилась ещё со второй половины 1920-х. Но при этом понятно, что время не стоит на месте. Изменяются представления о детстве, изменяются условия, приоритеты, развиваются психология и педагогика.

Если мы возьмём любой учебник по детской психологии, то увидим, что с 1920-х произошли радикальные открытия, которые изменили представление о возможностях детского возраста. Поэтому так важно было понять, как обстоят дела в садах сейчас.

Наше исследование отличается тем, что впервые работа детского сада оценивалась не по отчётным материалам, не по диагностикам, не по опросам. Мы проводили наблюдение непосредственно в дошкольных группах. Для этого мы выбрали специальный инструмент — ECERS. Это самый распространённый в мире инструмент оценки качества дошкольного образования, он подходит для исследования любой системы. ECERS используют и в США, и в Англии, и в Германии, и в Норвегии, где системы образования отличаются очень сильно. Несколько лет назад эти оценочные шкалы были адаптированы и для наших условий.

В российских детских садах действительно всё не так плохо

В нашей выборке в 2017 году была 1301 дошкольная группа из 74 регионов страны. От Дальнего Востока до Архангельска. Что можно сказать?

Во-первых, у нас всё достаточно хорошо с оборудованием, мебелью и оснащением. В дошкольном возрасте это очень важно. Казалось бы, стульчик, который соответствует возрасту и росту ребёнка, — это мелочь. На самом деле это важно для физиологии ребёнка, для формирования его осанки. Ребёнок должен чувствовать себя удобно.

С гигиеной и безопасностью всё тоже неплохо. Вообще, есть несколько разных аспектов безопасности. В прошлом году РИА Новости проводило исследование. Так вот, выяснили, что в половине детских садов нет охраны в дневное время. В Москве такая ситуация немыслима, но в стране это действительно так. Безопасность, о которой я сейчас говорю, — это то, что дети всегда находятся на виду, оборудование соответствует нормам и нетравмоопасно.

Что в наших детских садах с оборудованием и насколько оно доступно детям?

Оборудование в наших детских садах есть, но дальше нужно анализировать, какое именно это оборудование, каков его развивающий потенциал и насколько оно доступно детям. Один из ярких примеров — карандаши, бумага, краски, которые выдаются только на занятии по рисованию. Практически нигде ребёнок не может просто подойти и взять их, чтобы порисовать. В этом году ОНФ провёл опрос педагогов, и обнаружилось, что очень часто они вынуждены покупать дидактические и расходные материалы за свои деньги.

Мы обнаружили одну парадоксальную вещь — в детских садах недостаточно кубиков, из которых можно делать большие постройки не в одиночку, а вместе с другими детьми. У нас с советских времён были хорошие наборы деревянных кубиков, но сейчас их стало значительно меньше — культура ушла. Много где появились наборы Lego, что хорошо. Но немного другая область, потому что есть крупная и мелкая моторика. Lego — это скорее про мелкую моторику.

Если говорить о книгах, то они недостаточно разнообразны. В большой группе детей у всех разные интересы, к тому же они из разных семей с разными предпочтениями. Поэтому и предполагается, что книжки должны быть про разное: про космос, про динозавров, про принцесс, про технику, сказки. В наших детских садах книги часто однообразны.

Кажется, что это неважная история. Но если в группе есть кубики, книжки, уголок, где можно развивать сюжетно-ролевую игру, где есть разные зоны интересов, то это облегчает работу воспитателя.

Дети получают возможность занимать самих себя, развивать свои сюжеты, и здесь педагог переходит от группы к группе, кому-то больше внимания уделяет, кому-то дает возможность проявить самостоятельность. Есть такое выражение, что среда — третий воспитатель. В этом плане среда — помощник.

Как кормят в наших детских садах?

Всё непросто и с кормлением. Наше достижение в том, что в детских садах есть многоразовое горячее питание в зависимости от того, сколько времени ребёнок находится в детском саду. Но существуют строгие нормативы, по которым готовится еда. К сожалению, это приводит к тому, что еда получается невкусной и неинтересной. Дети не хотят её есть — много еды пропадает. Воспитатель убеждает ребёнка, что это вкусно. Очень часто это приводит фактически к насилию — ребёнка разными способами, более мягкими или более жёсткими, заставляют съедать всё быстро и в тишине.

Ещё обнаружилось, что в детском саду нет культуры застолья. Мы даже специально исследовали, откуда появилось правило «когда я ем — я глух и нем», вошедшее в широкий обиход благодаря известной и любимой всеми комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Там, заметим, она является одной из иллюстраций зарегулированности и неинтересности жизни в детском лагере. Сама присказка появилась гораздо раньше, конечно. По одной из версий — в детских домах и колониях для несовершеннолетних. В качестве контраргументов говорят, что детей заставляют молчать из соображений безопасности — так ребёнок не подавится. Но дети — такие же члены нашего общества. Спроси любого иностранца, что такое для них Россия? Они ответят — задушевные разговоры за застольем.

Слишком большие группы и не хватает воспитателей

За последние несколько лет стало легче попасть в детский сад. Во многих регионах практически нет очередей. Но, к сожалению, мы наблюдаем увеличение количества детей в группах. Наше исследование меня в этом смысле потрясло: мы увидели, что в среднем в группе 27-28 детей, при этом по списку присутствует около 65-70% детей на момент наблюдения. В 34% групп более 30 детей по списку. В 3% групп — более 40 детей и вплоть до 50-55. Когда появился кейс с 55 детьми, я думал, что это опечатка. Оказалось, что на момент наблюдения в группе было 45 детей.

Мы провели отдельное исследование, чтобы выяснить, сколько взрослых реально находится с детьми. Я не буду называть цифры, но скажу, что это преимущественно один воспитатель и один помощник воспитателя.

При этом мы понимаем, что у помощника много хозяйственных обязанностей и он вовлечён в работу с детьми преимущественно в «режимные моменты»: кормление, одевание, раздевание после сна, перед сном, и при уходе на прогулку и после возвращения с нее. Когда наступает время свободной игры, или непосредственной образовательной деятельности в группе, с детьми обычно управляется один человек.

Мне кажется, что в общественном сознании укоренилось представление, что в группе должно быть 25 человек, а где 25 — там и 30. Ни в профессиональном, ни в родительском сообществах, не обсуждалась важность большего количества взрослых для качества образования. Нет представления, что работа с детьми должна проходить в малых группах. Это гораздо эффективнее. Сегодня весь мир борется за то, чтобы в дошкольной группе работало больше квалифицированных взрослых. В Швеции, например, добились того, что на одного взрослого приходится шесть детей.

В ходе исследования мы выяснили, что в целом взрослые благожелательно относятся к детям. Но когда речь заходит о том, как они с ними разговаривают, выясняется, что это в основном директивные указания: положи, принеси, встань, сядь, начали, подождём. Мы оценивали, насколько педагог поддерживает речью размышление ребёнка, насколько он интересуется, что ребёнок говорит. Мы увидели, что это крайне редко встречается. Одна из причин — большое количество детей.

Казалось бы, решение проблемы простое. Но только строительством новых детских садов, увеличением зарплаты воспитателей, задачу не решить. Ситуация не изменится, потому что важна квалификация педагогов — она нуждается в совершенствовании. Мы хотим, чтобы ребёнку в саду было комфортно, чтобы он хотел туда идти, чтобы он не болел. Психосоматику тоже никто не отменял: когда детям не хочется идти в детский сад, они начинают болеть. Если мы хотим комфорта, хотим, чтобы дети в саду не просто проводили время, а развивались, — нужно менять систему подготовки и переподготовки воспитателей.

Источник: мел

Новое видео в базе знаний

Воспитательная деятельность как предмет ВСОКО
Галина Савиных
Просмотр (1:23:59)
Организация мониторинга в ходе реализации рабочей Программы воспитания
Галина Савиных
Просмотр (1:14:05)
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
Наталья Полковникова
Просмотр (1:40:26)
Организационно-педагогические условия развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Наталья Полковникова
Просмотр (1:40:26)
Профессиональные стандарты и компетенции педагога системы дополнительного образования
Ольга Бережнова
Просмотр (1:18:46)
Оценка профессиональной компетентности ПДО: соответствие требованиям стандарта
Ольга Бережнова
Просмотр (1:30:03)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018