Ассоциация руководителей образовательных организаций


Почему дошкольное образование тундровиков является самым слабым звеном в системе?

Как обеспечить дошкольникам качественную подготовку к школе, при этом не отрывая их от родителей, что причинит им невосполнимый стресс
04 мая 2018

Психологический шок. Каждый сентябрь с шумом вертолета из-за горизонта к стойбищу в кочевую семью прилетает стресс. Детей собирают для обучения в интернат. Наиболее тяжело проходит первое расставание. Дети в возрасте 7 лет в один день меняют тепло домашнего очага и материнскую заботу на строгий режим коллективного проживания. При этом в школе к ним применяются требования уже наравне с теми, кто в поселковых условиях прошел предшкольную подготовку в детских садах.

В условиях комфортных дошкольных образовательных учреждений это давно уже обязательная норма. Дети в школу идут и читающие и считающие. Как выполнить эти требования в тундре? Мнения экспертов выслушивал Павел Разуваев.

Десятилетиями лучшие умы арктической педагогики ломают головы над тем, как  готовить тундровых малышей к школе без  отрыва от родителей. Последние годы начали на Ямале развивать так называемое кочевое образование. И появилась надежда, что найдено оптимальное решение проблемы. Хотя и вопросов ещё предостаточно.

Учитель русского языка и литературы Галина Трухина считает: «А как?! Надо сначала отработать какие-то механизмы, чтоб это получилось. В общем, больше вопросов пока, чем ответов – у меня лично! А то, что детей развивать надо – конечно, надо! В XXI веке не могут дети жить, как в средние века!»

На Арктическом форуме решили, что учителя должны  перемещаться  вместе с кочевниками,  пасущими своих оленей. Такой метод дошкольной подготовки официально рекомендован пяти регионам: Ямалу, Югре, Коми, Якутии и Архангельской области.  На практике  всё  оказалось  тоньше и  сложней, чем на бумаге.

«По-разному сейчас выходят из такой ситуации – она сложная оказалась. Программа предшкольной подготовки в летний период – это один момент. Программа предшкольной подготовки в рамках действующих кочевых детских садов – есть и такие – второй момент. Ну, и третье, и основное, - конечно, это открытие подготовительных групп при школах-интернатах», - рассказал Григорий Лымар, начальник отдела регионального развития Департамента образования ЯНАО.

Станут ли кочевые уроки реальной помощью адаптации детей к школе, пока сказать сложно. Но ведь у дошколят из тундры до последнего времени не было и этого.  Возможно,  постигать  азы  школьной  программы  им будет всё-таки  легче.

На основе ямальского опыта кочевого образования разрабатываются поправки к федеральному закону. И местные депутаты уже  подготовили соответствующую  инициативу.

«В общем-то, цель у нас такая: совершенствовать законодательство России на основе тех практик, которые сегодня есть в автономном округе. Сегодня мы рассматриваем окончательный вариант согласованного межведомственного проекта закона, и будем направлять его на так называемое нулевое чтение в Государственную Думу России», - говорит Елена Зленко, заместитель председателя Законодательного Собрания ЯНАО.

Сейчас в ямальской тундре вместе с родителями кочуют тысяча триста двадцать детей в возрасте от трёх до семи лет. Услугами кочевых детсадов пользуются четыреста пятьдесят два ребёнка. Легко представить, с какими трудностями сталкиваются малыши,  мир которых меняется в одночасье – с приездом в интернат.

«Их привозят уже на момент поступления в первый класс. И на момент поступления адаптация у них затруднена – в отличие от детей, которые прошли детские садики и получили дошкольное образование. Если бы кочевое образования расширило свои, так сказать, границы, то естественно, это было бы большим подспорьем подготовки детей в школу и в дальнейшем качественно отразилось бы на всех уровнях образования», - пояснил Алексей Шаповалов, заместитель директора Аксаровской школы-интерната.

Сможет ли тундровое образование сравниться по своему качеству с детсадовским? Давайте узнаем, что думают сами дети о такой дошкольной подготовке.

- Поднимите руки, кто считает, что это принесёт действительно пользу?

Что ж, остаётся надеяться вместе с преподавателями, воспитателями и детьми, что дошкольное образование маленьких тундровиков перестанет оставаться самым слабым звеном в системе   образования  аборигенов Ямала в самое ближайшее время.

 

Источнки: Вести Ямал



Copyright 2014-2015