Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиПочему дошкольное образование тундровиков является самым слабым звеном в системе?


Почему дошкольное образование тундровиков является самым слабым звеном в системе?

Как обеспечить дошкольникам качественную подготовку к школе, при этом не отрывая их от родителей, что причинит им невосполнимый стресс

04.05.18

Психологический шок. Каждый сентябрь с шумом вертолета из-за горизонта к стойбищу в кочевую семью прилетает стресс. Детей собирают для обучения в интернат. Наиболее тяжело проходит первое расставание. Дети в возрасте 7 лет в один день меняют тепло домашнего очага и материнскую заботу на строгий режим коллективного проживания. При этом в школе к ним применяются требования уже наравне с теми, кто в поселковых условиях прошел предшкольную подготовку в детских садах.

В условиях комфортных дошкольных образовательных учреждений это давно уже обязательная норма. Дети в школу идут и читающие и считающие. Как выполнить эти требования в тундре? Мнения экспертов выслушивал Павел Разуваев.

Десятилетиями лучшие умы арктической педагогики ломают головы над тем, как  готовить тундровых малышей к школе без  отрыва от родителей. Последние годы начали на Ямале развивать так называемое кочевое образование. И появилась надежда, что найдено оптимальное решение проблемы. Хотя и вопросов ещё предостаточно.

Учитель русского языка и литературы Галина Трухина считает: «А как?! Надо сначала отработать какие-то механизмы, чтоб это получилось. В общем, больше вопросов пока, чем ответов – у меня лично! А то, что детей развивать надо – конечно, надо! В XXI веке не могут дети жить, как в средние века!»

На Арктическом форуме решили, что учителя должны  перемещаться  вместе с кочевниками,  пасущими своих оленей. Такой метод дошкольной подготовки официально рекомендован пяти регионам: Ямалу, Югре, Коми, Якутии и Архангельской области.  На практике  всё  оказалось  тоньше и  сложней, чем на бумаге.

«По-разному сейчас выходят из такой ситуации – она сложная оказалась. Программа предшкольной подготовки в летний период – это один момент. Программа предшкольной подготовки в рамках действующих кочевых детских садов – есть и такие – второй момент. Ну, и третье, и основное, - конечно, это открытие подготовительных групп при школах-интернатах», - рассказал Григорий Лымар, начальник отдела регионального развития Департамента образования ЯНАО.

Станут ли кочевые уроки реальной помощью адаптации детей к школе, пока сказать сложно. Но ведь у дошколят из тундры до последнего времени не было и этого.  Возможно,  постигать  азы  школьной  программы  им будет всё-таки  легче.

На основе ямальского опыта кочевого образования разрабатываются поправки к федеральному закону. И местные депутаты уже  подготовили соответствующую  инициативу.

«В общем-то, цель у нас такая: совершенствовать законодательство России на основе тех практик, которые сегодня есть в автономном округе. Сегодня мы рассматриваем окончательный вариант согласованного межведомственного проекта закона, и будем направлять его на так называемое нулевое чтение в Государственную Думу России», - говорит Елена Зленко, заместитель председателя Законодательного Собрания ЯНАО.

Сейчас в ямальской тундре вместе с родителями кочуют тысяча триста двадцать детей в возрасте от трёх до семи лет. Услугами кочевых детсадов пользуются четыреста пятьдесят два ребёнка. Легко представить, с какими трудностями сталкиваются малыши,  мир которых меняется в одночасье – с приездом в интернат.

«Их привозят уже на момент поступления в первый класс. И на момент поступления адаптация у них затруднена – в отличие от детей, которые прошли детские садики и получили дошкольное образование. Если бы кочевое образования расширило свои, так сказать, границы, то естественно, это было бы большим подспорьем подготовки детей в школу и в дальнейшем качественно отразилось бы на всех уровнях образования», - пояснил Алексей Шаповалов, заместитель директора Аксаровской школы-интерната.

Сможет ли тундровое образование сравниться по своему качеству с детсадовским? Давайте узнаем, что думают сами дети о такой дошкольной подготовке.

- Поднимите руки, кто считает, что это принесёт действительно пользу?

Что ж, остаётся надеяться вместе с преподавателями, воспитателями и детьми, что дошкольное образование маленьких тундровиков перестанет оставаться самым слабым звеном в системе   образования  аборигенов Ямала в самое ближайшее время.

 

Источнки: Вести Ямал


Получите неограниченный доступ к Базе знаний всего за 250 рублей в месяц


Новое видео в базе знаний

Обновление подходов к мониторингу личностного развития в связи с Примерной программой воспитания РАО
Галина Савиных
Просмотр (1:16:15)
Организация работ по корректировке системы воспитательной работы в школе
Галина Савиных
Просмотр (1:29:42)
Дополнительное образование детей в контексте предпрофильной и профильной подготовки обучающихся
Зоя Каргина
Просмотр (0:55:30)
Как настроить корректировку программ воспитания
Галина Савиных
Просмотр (1:39:29)
Педагог в системе дошкольного образования: ключевые требования к профессии
Ольга Бережнова
Просмотр (1:28:09)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018