Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней
Главная НовостиПод угрозой дошкольное образование сельских детей


Под угрозой дошкольное образование сельских детей

В Карелии более 40% сельских школ имеют в своей структуре группы дошкольного образования. Закрытие этих школ ставит под угрозу дошкольное образование сельских ребятишек.

19.03.19

Студенты ПетрГУ под руководством преподавателей работают над исследованием моделей сельских детсадов и школ. Всего из более 20-ти! Публикуем характеристики первых двух моделей — «Школа – детский сад» и «Общеобразовательная школа с группами дошкольного образования».

Результаты исследований могут быть полезны там, где намерены менять ситуацию на селе к лучшему.

Исследования многообразия и вариативности моделирования образовательной ситуации на селе

Более десяти лет в расписании занятий нашего вуза есть учебные дисциплины, погружающие студентов (ранее факультета начального образования КГПА, сейчас – кафедры теории и методики начального образования ПетрГУ) в особенности жизнедеятельности современных сельских образовательных организаций, прежде всего Республики Карелия.

Не все выпускники кафедры станут сельскими учителями, но вопросы и проблемы – уроки сельской школы, как считают авторы-преподаватели (О.А. Бычкова, З.Б. Ефлова, Е.С. Казько, Т.Ю. С.И. Смирнова – преподаватели кафедры ТиМНО, сотрудники лаборатории теории и практики развития сельской школы ПетрГУ) и обучающиеся курсов, нужны всем будущим педагогам.

Первые уроки многообразия и вариативности моделирования образовательной ситуации на селе и самой сельской школы студенты получают в ходе выполнения исследовательских работ.

Цель/результат исследовательского задания: Характеристика-описание и презентация одного из вариантов/видов/моделей современных образовательных организаций, функционирующих и/или потенциальных для системы образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия. При отборе информации нужно использовать не менее пяти источников, привести примеры из опыта и назвать его адреса в Республике Карелия и в РФ.

Вопросы к характеристике-описанию модели сельской образовательной организации:

Каковы главные признаки модели? Что отличает ее от других (обычных) сельских школ?

В чем состоит педагогическая идея модели?

Каковы педагогические и социальные эффекты этой модели?

Что меняется в структуре образовательной организации такой модели?

Что меняется в содержании её деятельности?

Кому и какие управленческие решения нужно принять, чтобы осуществить эту модель?

Как Вы относитесь к данной модели (виду, варианту) сельской образовательной организации (школы)?

Студентам предлагается пилотный перечень вариантов – более 20 моделей: Школа – социокультурный комплекс (центр); Школа – этнокультурный центр и школа с этнокультурным компонентом (в т.ч. различия); Языковое гнездо (опыт Республики Карелия), Национальная школа (опыт республик РФ); Школа – детский сад и школа с группами дошкольного образования (в т.ч. различия); школа с подвозом; пришкольный интернат; Агролицей, Агрошкола, школа-агрофирма; Школа полного дня; Кочевая школа и Школа – чум (опыт Республики Саха); Базовая школа и карельские ноу-хау – Центральная и Магнитная школы; школа с филиалами и школа-филиал (филиал школы); профильная школа; Школа возрастной ступени; Мобильный учитель; Мобильная школа; Школа дистанционного обучения; Школа – учительский дом; Семейное обучение; Авторская школа (сельский вариант); Земский учитель, и др.

Среди предложений есть и модели уровня муниципальной системы образования и межмуниципального уровня: Образовательная волость, Образовательный холдинг, Образовательный консорциум и др.

Бывает, правда, крайне редко, что в ходе работы обнаруживается вариант, не включённый в перечень. Тогда студент может представить и защитить новую модель.

Результаты исследований, на наш взгляд, могут быть полезны для тех сельских школ и поселений, которые намерены развиваться и менять социокультурную образовательную ситуацию к лучшему. С ними мы и хотим познакомить читателей «Лицея», и конечно, педагогическое сообщество республики.

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, преподаватель курсов «Своеобразие образовательной деятельности сельских образовательных учреждений», «Особенности обучения в условиях малокомплектности» и студенты кафедры ТиМНО Института педагогики и психологии ПетрГУ 2017-2019 годов обучения

Школа – детский сад

Первые школы-детские сады появились в системе образования России и Республики Карелия в конце 90-х годов, когда стала ухудшаться демографическая ситуация – резко снизилось количество детского населения. Одновременно стали освобождаться ранее занятые школьные помещения. На селе это сыграло определённую положительную роль: сельские школы обернулись лицом к дошкольникам, включив их в педагогические системы своих образовательных учреждений.

Чаще всего встречаются такие определения модели «Школа-детский сад»:

— учебно-воспитательное учреждение, где под одной крышей (иногда и в разных зданиях) находятся два детских учреждения: начальная общеобразовательная школа и детский сад;

— система-комплекс из двух педагогических подсистем – дошкольной и школьной, функционирующая как школа полного дня;

— учреждение-комплекс – единое юридическое лицо, которое имеет общий бюджет, общее хозяйство, обслуживающий персонал и единый педагогический коллектив;

Как и другие модели современных сельских образовательных учреждений «школа – сад» создаётся с целью доступного качественного образования. Особая задача школы-сада – обеспечить непрерывность и преемственность уровней дошкольного и школьного образования.

Ведущим признаком школы-сада является целостность педагогической системы, единая образовательная среда, объединяющая разные уровни общего образования.

Наиболее распространен вариант педагогической системы, в которую включены дети дошкольного и младшего школьного возраста. Школы-сады создаются не только в сельской местности, есть примеры таких комплексов и в больших городах.

Организация педагогического процесса модели «Школа-детский сад» характеризуется следующими чертами:

— комплекс работает по общему перспективному, учебному плану, общему расписанию учебных занятий, воспитательных мероприятий;

— реализация общих планов воспитательно-образовательной работы становится возможной, благодаря единому режиму работы комплекса.

— учитель и воспитатель вместе планируют и организуют единый процесс комплекса «Школа-детский сад», при этом традиционное распределение их обязанностей пересмотрено: учитель работает не только с учащимися, но и с дошкольниками, воспитатель не теряет связи с выпускниками детского сада, проводит с ними не только воспитательные мероприятия, но и некоторые виды занятий;

— дошкольники и младшие школьники пользуются всем территориальным пространством комплекса «Школа-детский сад»;

— дети дошкольного и младшего школьного возраста могут быть объединены в единую разновозрастную группу (не более 18 детей в каждой) с равномерным количеством детей каждого возраста в ней (из опыта РФ).

Адреса опыта:

РФ:

МБОУ «Башовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов валеологического профиля», Псковская область, Локнянский муниципальный район. URL: http://old.pskovedu.ru/?pagenum=22161&project_id=8234

Республика Карелия:

МКОУ «Савиновская школа-сад», Пряжинский район. URL: http://savinovo.edusite.ru

Общеобразовательная школа с группами дошкольного образования

Школы с группами дошкольного образования – явление более позднее. Это структурное подразделение общеобразовательной организации (начальной, основной или средней школы). Их деятельность также нацелена на обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Дети в той или иной степени включаются в образовательную систему школы: участвуют в праздниках, школьники шефствуют над дошкольниками и пр.

В настоящее время в системе образования есть, как минимум, две модификации этой модели. Группы дошкольного образования – структурное подразделение общеобразовательной организации (школы), расположенные в том же или в отдельном здании общеобразовательной организации, функционирующие:

1. как обычная дошкольная организация (детский сад);

2. как группы дневного пребывания (группы дошкольного образования при школе), работающие в режиме ежедневного посещения в рабочие дни;

3. как группы подготовки детей к школе в режиме одного-двух посещений в неделю, обычно, в выходные дни.

Второй вариант чаще всего организован для детей, которые по разным причинам не могут посещать дошкольное образовательное учреждение. Обыкновенно это дети старшего дошкольного возраста, для которых организуется подготовка к систематическому обучению в школе.

Третий – для формирования готовности ребёнка к систематическому обучению. В городе, как показывает практика, – часто, для отбора детей к обучению в данной школе.

Назначение групп дошкольного образования при школе:

Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками.

Усвоение школьных правил.

Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Диагностика школьной зрелости.

Выработка рекомендаций для родителей.

Создание условий для быстрой и успешной адаптации ребёнка к новой социальной роли школьника.

Адреса опыта:

РФ:

МОУ Средняя общеобразовательная школа п.ст. Гонтога, Забайкальский край, Читинский район.

URL: http://gongotaedu.lbihost.ru

Республика Карелия:

МОУ «Берёзовская начальная общеобразовательная школа», Кондопожский район. URL: http://bscool-sad.ru/istoriya.html

Литература и источники:

1. Глебова Г.Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования // Непрерывное образование: XXI век. (Научный электронный журнал). Выпуск 3 (15), 2016. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3204

2. Ефлова З.Б. Савиновской школе исполнилось 120 лет! // Интернет-журнал Лицей, 01.09.2016 г.. URL: https://gazeta-licey.ru/top/48039-savinovskoy-shkole-ispolnilos-120-let

3. Мешкова Н.Н. Без замечаний в дневнике // Интернет-журнал Лицей, 13.12.2011 г. URL: https://gazeta-licey.ru/educ/school/3338-bez-zamechanij-v-dnevnike

4. Миролюбова М. Что такое школа-детский сад // Ребёнок в детском саду. Информационный портал о государственных и частных детских садах. URL: http://deti-club.ru/shkola

5. Положение о группе дошкольного образования (из опыта МБОУ «Башовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов валеологического профиля» Псковская область, Локнянский муниципальный район). URL: http://old.pskovedu.ru/?pagenum=22161&project_id=8234

6. Создание дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации. Утв. Приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 17.05.2011г. №01-16/1472. URL: https://pandia.ru/text/77/189/47571.php

7. Тарелкина О.В. Условия эффективного функционирования образовательного комплекса «ДЕТСКИЙ САД — ШКОЛА». URL: https://infourok.ru/statya-usloviya-effektivnogo-funkcionirovaniya-obrazovatelnogo-kompleksa-detskiy-sad-shkola-1644419.html

8. Тимошенко Л.В. Условия организации педагогического процесса в комплексе «Школа-детский сад»: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 1997. – 202 c. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/uslovija-organizacii-pedagogicheskogo-processa-v-komplekse-shkola-detskij-sad.html 

Информацию подготовили студенты 4-го курса кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ:
Кристина Акимова, Ульяна Михайлова, Валентина Цветкова
 
Примечание от З.Б. Ефловой:
Как показывают результаты исследований последних лет, в сельской местности Республики Карелия более 40% сельских общеобразовательных организаций имеют в своей структуре группы дошкольного образования, и количество их растёт. Все малокомплектные школы республики уже много лет имеют «прицеп» в виде разновозрастных дошкольных групп. Закрытие этих школ ставит под угрозу дошкольное образование сельских ребятишек.

Появляются школы с дошкольными группами и в карельских городах. Например, группы дошкольного образования есть в составе Лицея №1 и в других общеобразовательных организациях города Петрозаводска.

Источние: лицей

Новое видео в базе знаний

Реализация требований ФГОС дошкольного образования при формировании развивающей предметно-пространственной среды
Екатерина Марич
Просмотр (1:28:58)
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях и семьях воспитанников
Екатерина Марич
Просмотр (1:31:53)
Статус дошкольного образования в системе образования Российской Федерации
Екатерина Марич
Просмотр (1:29:59)
Содержание дошкольного образования в условиях ФГОС дошкольного образования
Екатерина Марич
Просмотр (0:59:06)
Осуществление методической деятельности в ДОО в соответствии с требованиями современных нормативных правовых документов
Ольга Бережнова
Просмотр (1:46:38)
Проектирование и экспертиза образовательных программ и методических продуктов в сфере дошкольного образования
Ольга Бережнова
Просмотр (1:21:01)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

+7 (495) 120-59-07

e-mail: info@edu-m.ru

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018
'