Ассоциация руководителей образовательных организаций


teddyclub.org

3 важных вопроса ФГОС

Руководитель центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФИРО Наталья Владимировна Тарасова отвечает на вопросы о методическом обеспечении, оценки качества и инклюзии в ФГОС.
30 июня 2015

- Как обстоят дела с обеспечением образовательных программ методической литературой?

- Написать образовательную программу с нуля «дошкольники» не могут. И в этом надо признаться. Своё что-то личное, самостоятельное, региональное они положат в парциальные программы. Но эти парциальные программы тоже должны быть приведены к требованиям ФГОСа. Нельзя их сохранить в том виде, в каком они были, в них тоже надо провести некую коррекцию. Не может программа, которая работала ранее, полностью соответствовать сегодняшнему дню.

Если программы, на которые опираются дошкольники, существуют достаточно долго, то за ними идёт очень большой шлейф методического сопровождения.

Это методическое обеспечение пока, увы, не приведено в соответствие с ФГОС, но издательства, конечно, написали, что всё сделано. Поэтому будет ещё период, когда многие практики на местах, в зависимости от своей квалификации, будут самостоятельно что-то дорабатывать, что-то перестраивать. Потому что, несмотря на то, что пакет этот есть, те, кто уловил суть ФГОС, видят, что обложка поменялась, какие-то общие слова взяты, а содержание осталось прежним. В той же «знаньевой» парадигме.

Но сейчас у системы дошкольного образования золотой середины нет. Либо есть программа, которая обеспечена многим, и издательства заявляют, что всё уже готово, и тут либо доверяешь, либо нет. Либо есть абсолютно новые программы, которые писались во время разработки ФГОС. Но они не могут так быстро быть всем обеспечены. Они поэтапно будут наполняться. И тут важно, что те детсады, которые поверят этим авторам, пойдут работать по этим программам, они постепенно и будут получать это методическое сопровождение. На сегодняшний день у  них небольшой объем, дальше будет все больше и больше.

Тех программ, которые умудрились все переработать, все привести в соответствие, нет. Слишком мало времени прошло. Тем более, такие программы, которые имеют массовое распространение, как «От рождения до школы», которые уже десятилетиями шагают по стране. Можете представить, каким шлейфом они обросли.

Безусловно, переработка шла. Конечно, какие-то вкрапления там были сделаны, но на данный момент это не окончательные изменения и наверняка издательства понимают, что это первая редакция. Потом будут дорабатывать. Конечно же, они эти эту работу не оставят.

- Как будет идти оценка качества?

У нас в РФ создана система оценки качества образования, есть структура, есть органы оценки качества, которые находятся в под ведомством непосредственно Рособрнадзора. Сегодня отрабатывается механизм оценки качества. То есть: по каким критериям оценивать, что детсады должны представить и какого качества это должно быть. Скорее всего, в регионах это будет проводить региональная структура оценки качества, которой, в этом случае, передадут инструмент.

Я думаю, что эти системы должны были уже сейчас побеспокоиться, уже сейчас на своем уровне предлагать какие-то механизмы, варианты, как и что можно посмотреть.  Кто-то из регионов это делает, но в основном все будут отталкиваться от того документа, который будет предоставлен Рособрнадзором. Сейчас он в разработке.

Именно Рособрнадзор выполняет функцию проверяющего органа. И чтобы на период введения ФГОСа защитить и обезопасить систему дошкольного образования, чтобы она не подверглась этому бесконечному тотальному контролю, было подготовлено письмо в лице руководителей Рособрнадзора. Оно говорит: пока реестр не создан, пока примерные программы не разработана и не утверждена, в промежуточный период не будет никаких проверок.

Думаю, проверкам могли подвергаться те организации, у которых срок лицензии заканчивался, и им нужно было представить все свои документы. Те организации, которые не попадали под лицензирование, не должны были подвергаться проверкам.

Окончательное решение мы ждем к осени. Либо это будет называться модель, либо инструмент, либо подходы к оценке качества. Может это действительно будут подходы, и, отталкиваясь от них, регионы будут что-то выстраивать дополнительно. А, может быть, надо будет придерживаться только той логики, которая будет разработана на федеральном уровне. Пока ясности нет.

- Что ФГОС говорит об инклюзии?

- Во ФГОСе есть позиция, которая касается инклюзии. ФГОС говорит о том, что инклюзия позволяет включать по нескольку особенных детей в обычные группы, это допускается. Более того, родителям дается право, если их ребенок не с нарушением интеллекта, а с другими заболеваниями, они могут привести его в обычную группу. Но детсад должен обеспечить условия для этого ребенка. И получается – родители вправе по закону об образовании требовать, чтоб ребенка взяли, но детский сад может не обеспечить условия для этого.

Остается такая категория как сады компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Сам ФГОС по нозологиям установки не давал. Примерная программа тоже дает какие-то общие рамочные вещи в отношении инклюзии и детей с ОВЗ.

Будущее мы видим таким образом. Если инклюзия, то и детсад, и люди в нем должны быть подготовлены. Сад должен быть обеспечен специалистами: и психолог, и дефектолог, и медик, они должны быть выведены из штата. Все это кроме безопасной среды, которая тоже необходима.

Все что касается детей с ОВЗ, то здесь стандарт един, но процесс развития этих детей выстраивается с учетом специальных методик. Потому что для слабовидящих или слабослышащих детей в России существуют уже отработанные методики. И здесь мы говорим не только о развитии ребенка, но и о работе с ними. Чем раньше – тем лучше. Чтобы эти дети потом могли пойти в обычные классы без инклюзии.

Но инклюзия в новом ФГОС пока слабое звено. Думаю, будет дано задание от Министерства по разработке специальных программ для массового распространения.

 

Беседовала Кристина Сыцко


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015