Ассоциация руководителей образовательных организаций


ФГОС ДО: внедрение

С 2015 года все детские сады в России будут переходить на работу по Федеральному государственному стандарту. Что это значит и какие основные изменения?
17 марта 2015

Сейчас вся система общего образования переходит на работу по федеральным государственным стандартам. Детских садов это коснулось совсем недавно. По федеральному закону об образовании система воспитания и «просвещения» малышей в дошкольных учреждениях теперь тоже входит в систему общего образования и является одним из его уровней. И значит, должна вписываться в определенные рамки, выполнять общие задачи, работать на единый результат, то есть соответствовать тому самому ФГОС. Стандарты уже разработаны, но повсеместное внедрение их только начинается.

Согласно ФГОС кардинально изменились представления о миссии детского сада. Если раньше во главу угла ставилась подготовка к школе, знания, умения, которые педагоги должны были дать и привить детям, то теперь, по ФГОС, акценты сместились, и речи о подготовке к школе нет. На первом месте - развитие личности. Большое внимание при этом уделяется игровой деятельности: главное — не забирать у детей детство.
Изменение подходов требует и изменения стратегии. Если раньше детские сады могли сами разрабатывать программы, и программа одного садика порой резко отличалась от программы другого, то ФГОС эту ситуацию меняет. Сотрудники детсадов и в новых условиях будут разрабатывать программы, но те должны быть соотнесены с важнейшими направлениями развития ребенка: физическим, речевым, психоэмоциональным, социализацией и т. д.

Также меняется соотношение «педагог-ребенок». Раньше было так: педагог – наставник, ребенок – ученик. Сейчас речь идет о развитии отношений «на равных».

Предполагается, что в итоге дети из детского сада должны выходить здоровыми, жизнерадостными, веселыми, общительными, каждый со своим характером и особенностями, а не однообразными сосудами, наполненными набором знаний.
Чтобы этого достичь, предполагается детские сады привести в соответствие современным требованиям и по оснащению, и по кадровому составу.

Меняется требование к педагогам: все они должны иметь педагогическое образование, соответствующую квалификацию. И ее, конечно, потребуется регулярно повышать. Согласно закону, не менее одного раза в три года.
Причем и к повышению квалификации подходы тоже меняются. Его разделили на «формальное» – когда педагог проходит курсы, а потом получает сертификат или удостоверение, и «неформальное» — участие в конференциях, семинарах, выставках, работа над своей методической темой, развитие инновационного движения и т. д.
И вот это «неформальное» становится очень важной частью повышения квалификации: ФГОС, говорят, без него просто не осилить.

Понятно, что сразу перевести к работе по ФГОС все детские сады не получится. Потребуется время. Однако уже сейчас идет работа с кадрами, разрабатываются программы, которые будут соответствовать ФГОС, ведется оснащение садиков современным оборудованием.

Как проходит работа по освоению новых ФГОС в детских садах? Это можно посмотреть на примере детского сада «Тополек» в городе Осинники (он компенсирующего вида, для детей с нарушениями зрения. Это экспериментальная площадка по внедрению ФГОС.

Вся работа в садике строится с учетом того, что воспитанники плохо видят. Педагоги садика разрабатывают специальные программы для ребятишек, тесно сотрудничают с детской поликлиникой, а в прошлом году и медсестра «специальная» в штате появилась, чтобы лечить этих детей – это кроме старшей медсестры, которая есть во всех детсадах.
Так что этот садик, помимо воспитательной роли, выполняет еще и медицинскую: помогает восстанавливать зрение. Для этого имеется специальное оборудование. Да и все педагоги работают, не забывая о плохом зрении ребят. Оказывается, даже нарушения речи логопед исправляет у плохо видящих детей не так, как у остальных.

«Тополек» не только хорошо оснащен, но и качественно отремонтирован. Причем ремонт, по словам заведующей Натальи Аксеновой, сотрудники не гнушаются делать самостоятельно. И подкрасить где надо, и заштукатурить.

«А посмотрите, какие у нас туалетные комнаты! – радуется Наталья Демьяновна, показывая красивые помещения. – Мелочь, но сами ведь подбирали весь материал, плитку, чтобы ребятишкам уютно было. А музыкальный зал в 2014 году всего за две-три недели сделали…»

Видно, что в этом детском саду кипит бурная деятельность.

Заведующая рассказала, что вот недавно ездила в Анапу, на деловой прием учителей страны, и привезла оттуда очередные звания своим педагогам – «Почетные педагоги России». За победу в конкурсе. В профессиональных состязаниях воспитатели «Тополька» участвуют регулярно и так же регулярно побеждают.

Дело в том, что к кадрам здесь особый подход.
«Очень много внимания мы уделяем профессиональному развитию воспитателей, — рассказала Наталья Демьяновна. – Из 25 педагогов 19 с высшей квалификационной категорией. Это очень много. Они научно-методической работой занимаются, публикуют в специализированных изданиях свои статьи. Есть у нас и такие воспитатели, у которых по три высших образования, все, правда, педагогической направленности».

На примере работы этого детского сада далее можно будет выстроить работу в других учреждениях, считает Наталья Коваленко, доцент кафедры теории и методики общего образования Института повышения квалификации города Новокузнецка. Также она отмечает, что особенную важность имеет то, что сад внедряет инклюзивное образование.

Источник: kuzbass85.ru


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015