Ассоциация руководителей образовательных организаций


mosue.minsk.edu.by

Локально-нормативные акты для детского сада

Окончание серии материалов, касающихся устава образовательного учреждения и локально-нормативных актов. Какие локальные акты должны быть в детском саду, имеет ли право детский сад отчислять воспитанников, как оформлять договор дополнительных услуг, когда рентабельно делать скидки, а когда нет - обо всем этом в нашем материале.
12 октября 2015

"По перечню нормативных актов.

Размещена информация на Мособрнадзоре, на сайте департамента, где материалы совещания от 21 апреля. Вопрос – какие обязательные документы должны быть в ОО во исполнение 273 закона и подзаконных актов?

Тут есть таблица, где прописано какие типовые нарушения нашли и записали в актах и предписаниях при проверках, ссылки на нормы ФЗ, примерное название вида или формы ЛНА. Читайте и смотрите путем исключения, что относится к вам. Например, в ДОУ не может быть правил поведения воспитанников. Они могут быть, ряд органов обрнадзора это требует. Но если люди вменяемые, можно убедить их.

Если есть правила поведения воспитанников, то спросите у них – нарушения этих правил что влечет и какая ответственность? Если есть обязанность, но нет ответственности, то это фикция, это невыполнимо. Обучаем мы воспитанников, не родителей. Мы можем написать правила для родителей, закрепить это в договоре с ними, какие-то запреты, а именно запрещено приносить в садик вещи стоимостью от 100 рублей, украшения, мобильные телефоны – то, что теряется. Девочка потеряла золотую сережку – претензии к садику. А если запрет установлен – то претензии только к себе. С родителями это действует, мы с себя снимаем граждански-правовую, материальную ответственность.  Родители нарушили договор или иные документы, с которыми были ознакомлены при приеме, все вопросы к самим родителям. Если мы говорим о правилах для воспитанников, например, запрещено баловаться. Но что за ребенок, который не балуется? Нарушил ребенок – к родителям санкции не применишь, ребенок под ответственностью учебного учреждения.  За последствия поведение ответственность несет учреждение – ущерб возмещает учреждение. Если что-то сломал, разбил. За одним исключением: если в судебном порядке учреждение не докажет, что такое поведение ребенка поощряется в быту, то есть они никакие меры воспитания не применяют. На улице он также себя ведет. В этом случае возмещают ущерб родители. Это нужно доказать, это сложно, но были судебные прецеденты, надо свидетелей, опеку, участковому запросы, это практически недоказуемо. Ребенка отчислить мы не можем, за исключением частных организаций. Они могут свои правила устанавливать и приема и исключения, если дети не учатся за счет бюджетных средств. Поэтому если обрнадзор адекватный, эти правила не требуют. Даже в школе нарушение норм дисциплинарной ответственности влечет ответственность только с 5 класса. До него с ребенком нельзя формально ничего сделать. Не отчислить, не перевести в другой класс. В Москве обрнадзор в части таких требований ничего не требует.

Обратим внимание, образовательная программа уже должна быть, разработанная в соответствии с ФГОС ДОУ. Учреждения, которые ждут какого-то реестра или примерного перечня образовательных программ и не разрабатывают свою, нарушают норму законов. Во-первых, примерный реестр программ не является обязательным, вы не обязаны при разработке использовать какую-либо примерную программу, которую разместят на сайте минобра в разделе «реестры», потому что по закону программа разрабатывается в первую очередь в соответствии с ФГОС и с учетом примерных программ. Что значит с учетом? Из любой примерной программы взяли один пункт, слово в слово, это уже значит, что вы учли примерную образовательную программу такого-то автора. Все. Это не означает, что вы должны примерную программу слово в слово переписать, вставив только свои данные и реквизиты.

Соответствующие разъяснения не раз давались. В письмах министерства.  И на порталах размещали. Сложнее со стратегией развития, по 28 статье закона, такой документ должен быть, согласованный с учредителем. Чтобы перестраховаться перед проверками программу развития официально направить на адрес учредителя. Либо через канцелярию, получаете входящее письмо и штампик, либо иным образом. Дальше вопрос к учредителю, будет ли он согласовывать и когда.  Главное для обрнадзора, что вы направили эту программу учредителю.  Требований к программе развития особо нет. Есть только методические рекомендации и т.д., единых федеральных требований нет.  У вас в институтах развития образования, в методцентрах должны быть рекомендации.  Если вам только учредитель не спустит какие-то рекомендации. По структуре, он может устанавливать свои требования.

Правила приема. Неправильный подход к этому – переписывание закона об образовании, приказ минобра. Надо только конкретизировать, только какой пакет документов, в какое время, в какой кабинет подается. Все. Этого достаточно. В частных, если принимают детей только на платной основе, могут быть другие условия, включая конкурсную основу.  Если субсидии, то тестирования и диагностики быть не может. Должны принимать всех, кто зарегистрирован по адресу и т.д.

Прием на программы доп образования, если реализуете, тогда вы самостоятельно устанавливаете правила. Нужна фотография, не нужна. Свой пакет документов можете запрашивать, все по-разному документацию ведут.

Промежуточной аттестации в дошколке нет.

Интеллектуальный учет усвоения ОП. Формально данное требование распространяется и на дошколят, но с точки зрения логики этого пункта не надо реализовывать, это про школы, ДПО и профессионального образования. Где ведутся журналы посещаемости. Но в ДОУ нет учета достижений, нет оценок. Поэтому журнал посещения обязателен, но журнал результатов не обязателен.

Система внутренней оценки качества образования обязательна для всех, есть 2 приказа минобра, регламентирующие порядок самообследования и критерии. Результаты после согласования с руководителем размещаются на сайте.  В ЛНА вы должны утвердить структуру и форму самообследования, потому что таблица с показателями она идет отдельным приложением, а сам отчет с аналитикой вы пишите сами по своей утвержденной форме, или по рекомендованной форме. Можно утвердить приказ, если иное не предусмотрено вашим уставом.  В уставе это отдельный раздел о принятии ЛНА в исполнении 30 статьи.

Если ведете доп платные услуги у вас должен быть договор доп услуг утвержденный вами, размещенный на сайте вашего учреждения. И рекомендую посмотреть типовые нарушения, которые выявляются в этой сфере органами рособрнадзора. Образец заявления и договора должны быть на сайте. И стоимость, и условия оказания услуг информация должна совпадать в договоре и на сайте. Типовое нарушение - на сайте старый образец, а подписывается новый. Это нарушение, за это пока не штрафуют, акт предписания до 6 месяцев на устранение.

Если у вас в разных филиалах разная стоимость одного кружка – могут быть вопросы, но если вы калькуляцию с обоснованием приложите, что в одном работает кандидат, а в другом воспитатель, тогда это обосновано. Нужно обоснование. И по закону защиты прав потребителя, если одна из сторон требует, то вы должны к договору приложить смету или калькуляцию расходов. В любом случае для контрольно-счетных органов у вас должна быть калькуляция. Плюс на уровне муниципалитета учредитель может утверждать максимальные расценки по тем или иным видам услуг. Информация о скидках тоже размещается на основании, по 101 статье вы можете устанавливать скидки по платным услугам.

Мы вот долго просчитывали, чтоб это было обосновано и экономично, установили скидки на дошкольном отделении и в школе для детей, чьи родители работают в учреждении, для инвалидов и детей-сирот. Они идут со скидками. А ещё для того, у кого второй или третий ребенок посещает кружки.  Бонус – приведи друга, получи скидку. Чтоб это было экономически выгодно.  Был изначально перечень из 20 позиций, бухгалтер все рассчитала и сказала, что это в убыток будет.  Скидки хороши для частных учреждений это хороший маркетинговый ход. Причем иногда мы обманываем чуть-чуть министерство. Если стоимость бюджетного места стоит 120 000 по Москве, то к нам бюджетники за такую сумму не идут, это дорого.  Но мы установили скидку, если то-то, то скидка до 30 %. Договор сначала идет на 120 000, а когда приносят документы – идет скидка. И таким образом  мы отчитались перед руководителем, что договор на нужную сумму, а дальше никого не волнует,  за какие деньги мы учим.  Для частников это работает, для муниципальных, если за счет скидок вы увеличиваете общее число детей, посещающих кружок.

Мы вот мониторинг провели, с сентября некоторые кружки закрыли. Если повышать стоимость кружка до реальной суммы, по 3-5 тысяч в месяц, не все готовы идти, а если будет ходить несколько человек – это экономически не выгодно. Но иногда министерства заставляют открывать какие-то кружки, чтоб отчитаться. У нас одно время насаждали открытие платных кружков, чтоб отчитаться, что столько-то охвачено платными услугами, столько – бесплатными. Мы получаем внебюджетные средства. Но те, кто хорошо зарабатывал, всегда недополучали бюджетных средств ровно на эту сумму. Здесь политика разная. Сейчас в законе закрепили, что привлечение внебюджетных средств не должно влиять на финансирование из бюджета, потому что нормативно-подушевое финансирование это предлагает. Если нужное количество детей набрали, то эти суммы должны получить. Но все по-разному, кто-то лукавит, урезает. Но это не правовой вопрос. Административный, политический.

Проверяющим можно говорить что угодно, вы у них спрашивайте нормы налогового кодекса, пункт и статью, где об этом сказано.  Если кто-то у вас не платит – это законное основание для расторжения договора.  Может подписать заявление – прошу предоставить мне отсрочку сроком на столько-то. Можно приказ издать, можно сделать доп соглашение к договору о перенесении разового срока оплаты или постоянным.  По секрету: если кто-то не посещает платные кружки или не пользуется услугами – он может вообще не платить.  Здесь по закону защиты прав потребителей мы с них удерживаем только фактически понесенные расходы, если вы их обоснуете – тогда можете выставить сумму. Например, кружок на 15 человек стоимостью по 1000 рублей, всего 15 000 в месяц.  Кто-то не ходит, по любой причине уважительной или нет. Родители не оплачивают. Вы можете предоставить его сумму, не 1000 рублей, меньше, фактических расходов от непосещения, но это надо обосновать.  Возможно зарплата педагога, та часть, которая идет в зарплату.  Наполняемость по СанПинам 25 человек, 26-17 ребенок это штраф 70 000 рублей. Мы не удерживаем это, в саду сидят по 30-35 человек. Штраф от количества не зависит, что 1 лишний ребенок сидит, что 10. Поэтому мы берем 7 детей,  отправляем на платные кружки и сумму этого штрафа расписываем на всех.  Берем количество детей, которые ходят в кружок, делим на всех и умножаем на 9 месяцев, которые они этот кружок посещают. И получается, что это не 500, а 650 рублей, например.  За это платит потребитель, так как штраф на юридическое лицо оплачивается из внебюджетных средств.

С арендой, если вы знаете, сколько в год аренда при риске непосещаемости, надо заранее рассчитать такую сумму, чтоб покрыть издержки.  Пересчет осуществляется при условии письменного заявления родителя с приложением подтверждающих документов, хотя и заявления достаточно.

Режим занятий. Восстановления обучающихся по 62 статье быть не может, это только проф образование.  Поэтому только документ перевода и отчисления. Отчисления у нас тоже нет, кроме как отчисление из платных кружкой, только в случае просрочки оплаты можно отстранить ребенка, это наше право по закону об образовании.

Это обязательные ЛНА по 273 ФЗ. И не забывайте смотреть свои акты, если вы сами там регламентировали что-то.

По 61 статье при уходе ребенка из учреждения родители заявление пишут для основания прекращения образовательных отношений. «Прошу отчислить…» там перечень оснований есть в 61 статье, вы в документе пишите, что основание акта заведующей, на основании заявления родителей. И тут достаточно электронного послания".

 

Расшифровано со слов юрисконсульта, эксперта Рособрнадзора России Феклина Сергея Ивановича.

Фёклин Сергей Иванович

к ю н
Руководитель юридической клиники (консультации) ГАОУ ВО МГПУ, доцент, кандидат юридических наук
Посмотреть подробный профиль


Полезные книги


Copyright 2014-2015