Ассоциация руководителей образовательных организаций


dailybest.me

"Наши взрослые стандарты..."

Интервью с директором Научно-образовательного центра развития непрерывного образования, членом-корреспондентом Академии профессионального образования Лилией Адисовной Кравцовой. Кому нужны новые стандарты и приносят ли они детям хоть немного пользы?
21 июля 2015

- В дошкольном образовании введен государственный образовательный стандарт. Что вам в нем нравится, а что нет?

- С ФГОСами вопрос не в том, что в них не нравится, а вообще — зачем они? Я на вас сейчас надену куртку-аляску и начну вас убеждать, что так должно быть: вот тут мех, вы в тепле. Вы мне на это что скажите? Что вам она не нужна и зачем тогда я вам её навязываю? Только чтобы её продать. Взрослые хотели заработать, поставили всех на попа. А управление — это не ФГОС. Реализовывать стандарт и управлять на основе стандарта — это разные вещи. Это матрица, где каждый столбец и строку надо пройти. Организационных экономических механизмов нет, поэтому все стоит.

- Значит, стандарты вообще не нужны?

- Стандарты должны быть, с этим никто не спорит, но не на дошкольном уровне. В школе, в этом возрасте, как раз нужно это ощутить — понять реальную жизнь, которая всегда ставит рамки.

Детям государственный образовательный стандарт не нужен. Если вы откроете постановление правительства 50-ых годов о соблюдении гигиены, о занятиях, все, что касается дошкольников, там все написано. Это самое лучшее психо-возрастное требование. Мне его прислали и спросили, могу ли я что-нибудь предложить. Я прочитала, освежила в памяти и там ничего не пропущено. Тогда была лучшая методология, и это не только в России.

- Главное отличие во ФГОС то, что теперь дошколка становится уровнем общего образования, как вы это оцениваете?

- Я противник рассматривать уровень дошкольного образования как уровень образования вообще. Это общее развитие и здесь переносить привычные школьные стандарты нельзя. Раньше и про начальную школу так говорили, что минимум в первом классе оценки детям ставить не надо. Это сравнение Маши с Петей, Пети с Ваней, а не сравнение Пети сегодня и Пети завтра. То есть, если вы хотите получить «тело», вопросов нет. Он придет и благополучно с 8 до 5 он отсидит своим телом, а вы же хотите его энергию, его душу.

Мы стандарты и требования ставим на тело, а требуем душу, под названием «качество». Это большая проблема всех образовательных стандартов. К сожалению, сейчас она закладывается уже в дошкольном образовании. При том, что считается, что государство и родители должны вкладываться в ребенка 50/50, чтобы он развивался. А вот свободы развития нет. Уже на сегодняшний день дети перегружены, начиная с детского сада. Потому что с педагога требуют и IT-технологии, и новые технологии, и инновационные технологии. Требуют все с взрослого, а тарифицируют с ребенка.

- Но по новым ФГОС «требовать» с ребенка нельзя...

- ФГОС говорит, что нельзя оценивать ребенка в три года, в пять лет. Но когда приходят проверяющие, для них привычно аттестацию проводить именно через ребенка. И естественно, если какой-то ребенок растерялся, а он и в 15 теряется, перед экзаменом или когда идет контрольная, он не покажет «нужного» результата.

Если все это поставить под оценку, причем оценку качества работы педагога, здесь будет очень много подводных камней. Латентные процессы перекроют весь эффект. Мы, взрослые, все-таки навязываем ребенку наши взрослые стандарты. Это очень сложная ситуация.

И вот это противоречие, которое не учитывает подготовку педагога к часу работы с ребенком, а учитывает только этот час. Это проблема. Хочется хорошего педагогического результата при минимальных затратах. А это ещё ни у кого, никогда не получалось. И сейчас, боюсь, не то, что не получится, а вызовет сначала много латентных процессов, которые потом выйдут на поверхность в последующих периодах. Тогда станет видно, что из-за перегрузки дети имеют слабое здоровье. Уже в 5-6 классе никакой мотивации к учебе. Замучили родители и учителя.

- А что родители?

-Все родители хотят, чтобы ребенок у них был гениальным, чтобы в 5 лет он уже был как минимум президентом компании, а лучше, если президентом страны. И это желание дать ребенку больше, чем ему нужно, не давая нейронам обработать информацию, вредно. Мыслительного процесса просто нет. И эту проблему придется решать в ближайшее время. Первые отголоски будут видны уже в начальной школе, а особенно обострятся в 5-6 классе, где идет перестройка, наступает подростковый возраст. И тогда ребенок что-то воспринимает, а от чего-то он уже категорически отказывается. От жесткого контроля, который у него с 3 лет, ребенок откажется.

- А чего боятся руководители?

- Руководители боятся не самих ФГОС, а проверки, которая будет. Придут, по новым стандартам проверят... А как будут проверять и что — никто не знает, но очень хочет знать. Все ещё сильнее сместится в сторону контроля, так было и с «Законом об образовании». Ничего хорошего ожидать не надо.

Поэтому у меня одно пожелание, чтобы педагоги на местах, задумались. Понятно, начальство требует показать отчетности, требует нового, более совершенного, но они должны помнить, что в первую очередь, критерием является психо-возрастная среда этого ребенка этого возраста. И ребенку нужно оставлять пространство в голове для его личного восприятия жизни. И мыслей о ней. И чтобы они были, желательно, счастливыми.


Беседовала Кристина Сыцко


Новости по теме


Copyright 2014-2015