Ассоциация руководителей образовательных организаций


Фото Тарасовой Н.В.

«Нестандартный» стандарт

Руководитель центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФИРО Наталья Владимировна Тарасова: об особенностях стандарта, педагогическом наблюдении, специфике среды и выборе основной образовательной программы.
18 июня 2015

Зачем нужен новый стандарт?

 

Конечно, в системе дошкольного образования произошли очень серьезные изменения, в связи с тем, что в новом законе «Об образовании», дошколка впервые приобрела совершенно иной статус - стала уровнем общего образования. В этой связи возникла необходимость разработки стандарта ДО. Стандарт разрабатывался под руководством Александра Григорьевича Асмолова, директора ФГАУ «ФИРО».

При разработке ФГОС необходимо было учесть особенности развития детей дошкольного возраста и понимание, что это будет «нестандартный» стандарт. Большинство родителей, услышав о ФГОС, очень забеспокоились. «Вы что, собираетесь ЕГЭ в детсадах вводить?!». Первоначально воспринималось только так – «стандарт равно ЕГЭ».

Разработчики стандарта относились как раз совсем по-иному. Они изучили не только отечественный, но и зарубежный опыт, в том числе, с точки зрения экономического развития дошкольного образования. Почему надо вкладывать в деньги в ДО? Изучили новейшие исследования, которые доказывают, чем раньше и разумнее будут вложены средства в систему дошкольного образования, тем больше будет эффект.

Ранее считалось, что финансирование системы образования надо обеспечивать только на этапе завершения школы учениками или на этапе высшего профессионального образования, в связи с большей эффективностью. И вот сейчас мировая экономика, та экономика, которая идет в тандеме с образованием, доказывает обратное. Что надо вкладывать в человеческий капитал уже с маленького возраста.

При разработке стандарта, мы увидели некоторые «перекосы», которые в последнее время произошли в системе дошкольного образования.

 В 90-ые годы, образование в большей степени стало переходить в ситуацию образовательной услуги. Тогда родительская общественность посчитала, что дошколка - это либо безопасная «камера хранения», в которую родитель отдает ребенка, либо подготовка к школе. И даже органы управления образованием это поддерживали. Все больше и больше требований предъявлялось к ребенку. Более того, оценивали ребенка не из личных возможностей и способностей, а из прохождения им программы, по которой работал детсад.

Мы попытались заложить такие принципы во ФГОС ДО, которые уведут от школяризации, от «дрессуры». Когда реально идет натаскивание, когда воспитатель проводит занятия и все буквально «разложено по полочкам» и свободы действий у ребенка нет. Когда инициатива идет от самого воспитателя, когда воспитатель сам все придумывает, задает и сам все организовывает, когда воспитатель говорит: «Сейчас так сели, сейчас так построились, сейчас так пошли». То есть дети оказались в пространстве, где руководит ими только один взрослый. Конечно, у нас были детсады, где отношение к ребенку уже поменялось, потому что видели, что меняются семьи, меняется ребенок, он не такой в 21 веке как дети предыдущего поколения. Но в масштабе всей страны было видно, что в основном воспитателю удобнее работать как в школе. «Я учитель – вы мои ученики. Я начинаю урок – вы меня внимательно слушаете».

Поэтому главная цель Александра Григорьевича - вернуть детям детство и это не просто красивые слова. Надо вернуть самоценность дошкольного детства через общение, игру – это самый главный вид деятельности ребенка, и через познавательно-исследовательскую деятельность.

 

Какие основные перемены и ориентиры ФГОС ДО?

 

В системе дошкольного образования до недавнего времени существовало чуть более 12 комплексных программ и около 48-50 парциальных. Таким образом, с одной стороны, программ было много, и каждая имела свою особенность, но с другой – их содержание было сформировано с позиций «знаньевой парадигмы».

Но как показали исследования, дети развиваются по-разному. И ребенок в 3 года, в 4 года, в 5 лет, может демонстрировать разные достижения. Он может показывать высокие результаты по физическому развитию, но одновременно очень небольшие по речевому. Другого ребенка возьмем, там все наоборот. Но это не означает, что это какой-то «приговор». К 5, тем более 6 годам все дети «выравниваются», такой разницы в развитии уже не существует.

Поэтому в стандарт было введено такое понятие как «педагогическое наблюдение».

Раньше воспитатели наблюдали, но не ради конкретной цели, поставленной перед ними, а в стандарте это уже включено в профессиональную деятельность педагога. Детские сады должны утвердить методику, по которой они будут наблюдать за детьми, и фиксировать наблюдение.

Педагогический коллектив сада должен научиться работать с картами развития ребенка, но важна тут опять же не отчетность, не бумаготворчество. А важно, чтобы внутри коллектива сам воспитатель, его коллеги, с помощью методик, разработанных психологами, увидели насколько продвигается ребенок в той или иной области. Что-то у него получается - что-то нет, и педагог в своей работе должен обратить внимание на эти позиции. Он должен сказать об этом родителям, он должен выяснить, в чем проблема: может это внутренний конфликт у ребенка, некомфортное нахождение в группе, может он плохо социализируется? Вот эти ключевые позиции пока не очень восприняты всеми так, как закладывалось разработчиками. То есть некоторые: «Да, да, да – мы поддерживаем, мы понимаем», - а с другой стороны, когда мы реально подробно начинаем разговаривать с практиками, мы не всегда видим, что вещи поняты правильно.

Следующая позиция ФГОС - организация занятия, формы взаимодействия ребенка со взрослым. Ребенок стал субъектом отношений, а был объектом. Для практиков это слово «субъект» ничего не означает. Они думают – как выстраивались отношения, так и выстраиваются. Или говорят: «А что вы хотите, если у меня 30 детей, как я буду это делать?». Да, но даже с 30 детьми можно организовывать взаимодействие так, что ребенок будет сам определять формы и содержание. Это все возможно, но педагоги не хотят, т.к. надо будет постоянно переструктурировать содержание, искать новые формы обращений к ребенку, поддерживать его в проявлении инициативы. Они говорят, даже ласково: «Нет, подожди, мой золотой, извини, но мы сейчас будем делать это». И гасят инициативу ребенка. Поменять формат возможно, но у нас не все сейчас на это идут.

Очень большое внимание уделяется РППС (среде), из-за особого значения игровой деятельности и общения детей. Стандарт задает требования к ПРРС. Что подразумевается под вариативностью, что подразумевается под полифункциональностью и т.д. Надо научиться пользоваться оборудованием и наполнять среду так, чтобы сохранялось вариативность. Чтобы у детей была возможность самостоятельно играть в среде.

Не обязательно наполнение среды должно быть новым, красивым. Это могут быть, как мы говорим в дошколке, «бросовые» материалы. Коробки, картон или предметы, принесенные из дома, привезенные из путешествий, которые можно обыгрывать и использовать в сюжетной игре, в играх с правилами и т.п. Этому тоже надо научиться.

Некоторые сады уже разработали свой инструмент оценки качества среды. И это позволяет увидеть, грамотно ли воспитатель её наполняет, умеет ли он выстраивать занятия по этой среде или он перенасыщает её.

Наконец, мы говорим: «Уважаемые воспитатели, давайте вспомним игру. Игру традиционную, сюжетную, с правилами!». И педагоги нам говорят: «Что нового сказали разработчики стандарта? Всегда говорили об игре и дети играли». Но можно играть по-разному. Можно играть, когда инициатором становится только взрослый, можно делать так, чтобы игру организовывали дети.

Специфика стандарта такова, что в нем нет конкретных результатов, только целевые ориентиры. И в них есть такая формулировка как «волевое регулирование». Это значит, что ребенок должен научиться регулировать свое поведение. Понимать где и как он должен себя вести, во время занятий, прогулки. Выполнять те или иные поручения, выражать ответную реакцию на слова воспитателя. Это очень важно.

Кроме того, большое внимание в стандарте уделяется родителям. Закон в этом нам помог, закрепив за родителями права и ответственность за образование и воспитание. Родители становятся полноправными партнерами и даже должны принимать участие в разработке программы. Детский сад не может теперь заниматься самостоятельно придумыванием каких-то праздников и сценариев, принимать решения. Они должны использовать ресурс попечительского, управляющего совета в формате государственно-общественного управления ДОО.

Очень важен этот пласт взаимодействия детского сада с родителями, и следующий пласт – взаимодействие воспитателя с родителями. Детсады опасаются активно привлекать родителей, родители часто по своим профессиональным компетенциям, по уровню образованию, превышают уровень специалистов, работающих в детских садах. У нас в детсадах могут работать специалисты со средним профессиональным образованием, а у родителей может быть два высших. Родители не знают дидактики, методических приемов в дошкольном образовании, но при всем при этом, это высокообразованные люди, технически грамотные, которые готовы в большинстве случаев активно включаться в образовательный процесс.

 

Что происходит прямо сейчас?

 

ФГОС был введен с 1 января 2014 года. С учетом документа, подписанным заместителем министра науки и образования Натальей Владимировной Третьяк, был утверждён план введения ФГОС ДО до 2016 года. Сегодня у нас переходный период, от прошлой жизни в новые реалии в системе ДО. На это установили достаточно времени, чтобы специалисты прошли повышение квалификации и переподготовку, разобрались в сущности ФГОСа и поняли, что им необходимо поменять в своей образовательной деятельности.

В системе дошкольного образования за последние десятилетия принимали на работу людей, которые не имели педагогического образования. И сегодня этот вопрос остро встал особенно после утверждения профессионального стандарта педагога и воспитателя. Даже те, кто имеет квалификацию – педагог/воспитатель, все равно им нужно пройти повышение квалификации.

Каждый регион решает это вопрос по-разному. Мы, сотрудники ФИРО, это увидели, когда по приглашению регионов проводили курсы ПК для специалистов ДО. Также мы увидели, что региональные структуры, обеспечивая подготовку педагогических кадров в рамках введения ФГОС, порой сами неправильно его трактуют.

Кроме того, многие считают, что можно работать, так как и раньше, ничего не меняя. Или, что можно не торопиться, а вдруг через какое-то время ФГОС отменится?

Сегодня разрабатываются подходы к оценке качества дошкольного образования, приняты они будут Рособрнадзором. Скорее всего, там будут оцениваться: взаимодействие детского сада с родителями, «взрослый - ребенок», оценка среды, образовательной программы, уровень квалификации педагогических кадров. Но уже сейчас учреждениям стоит предоставить основную образовательную программу. Во ФГОСе разработчики постарались сделать так, чтобы её было нетрудно разработать. Во ФГОС сказано, что если вы опираетесь на какую-то комплексную программу, то можете просто по ссылке на неё сослаться. Но сейчас ситуация несколько изменилась.

Приказ «Порядок разработки примерных программ, проведение их экспертизы и ведение реестра» изменил ситуацию с количеством примерных программ в ДО. На сегодняшний день, если следовать этому документу, то получается, что программа разрабатывается по заданию министерства, и программа разрабатывается одна. Это одна программа, она разрабатывалась нашим институтом, по процедуре она должна была пройти экспертизу и защиту на заседании федерального учебно-методического объединения при РАО. Это все сейчас произошло. Программа представлена в министерстве (МОН), сейчас её просматривают внимательно юристы, после этого она будет размещена в реестре.

Что будет с другими программами, которые существуют? Вариативность сохраняется. И в том, что образовательная организация имеет право разрабатывать свою образовательную программу без всякого учета других, сохраняя свою уникальность, особенность. И в том, что вы можете принять одну из множества комплексных программ, которые разработаны авторскими коллективами. Если вы им доверяете и считаете, что они соответствуют ФГОС, вы можете полностью взять одну из предложенных программ, либо, опираясь на неё, разработать свою. Но основная образовательная программа – это тот важный документ, который сейчас должен быть в образовательной организации обязательно.

Беседовала Кристина Сыцко

Новости по теме


Copyright 2014-2015