Ассоциация руководителей образовательных организаций


deti.mail.ru

«Скорректируем ещё раз»

О ситуации в дошкольном образовании и о том, как подойти к процессу написания образовательных программ и нужно ли заново корректировать уже написанный документ в связи с последними изменениями рассказывает заведующая кафедрой развития образования «Орловск
22 октября 2015

«Сейчас ситуация в дошкольном образовании завязалась именно на программах, смысл дошкольного образования и заключается в том, чтобы спроектировать или реализовать программы. Все, что происходит сейчас, происходит не просто так, это вещи регламентированы современным законодательством. И на основании этих документов мы и должны с вами проектировать программу.

Эти документы позволяют нам вплотную приблизиться к проектированию программ. Я не знаю, знакомы ли вы со всеми, но, во всяком случае, скажу, что приказом министерства образования и науки РФ от 15 октября 2014 года утверждено типовое положение об УМО (учебно-методическое объединение в общем образовании).

Это УМО должно утвердить, рекомендовать примерные программы различных уровней, в том числе и дошкольного. На данном этапе после утверждения, к сожалению, на сайтах и даже в консультант-плюсе оно появилось только через полгода. И мы оказались в ситуации, когда мы только через полгода узнали о том, что произошло.

Затем 25 марта был утвержден ещё один приказ о федеральном методическом объединении по общему образованию, то есть в основании этого типового положения все-таки утвердили федеральное УМО по общему образованию. И вот когда первое заседание федерального УМО состоялось 8 апреля 2015 года, там рассмотрели важные вопросы, а самое главное здесь была рассмотрена примерная основная программа ДО и одобрена.

Если мы возьмем тот план, который у нас был раньше, план действий по введению и обеспечению ФГОС, то там были несколько другие сроки обозначены, когда должна появиться примерная программа, и когда, и сколько их должно быть. Мы ждали, и министерство нам обещало – не менее двух примерных основных образовательных программ. А на сайте федерального института развития образования, вообще-то федерального координатора введения ФГОС, висели проекты, наверно 20 с лишним программ. Они до сих пор есть, никуда не делись, но если сейчас посмотреть на их сайт, то вы не увидите ни одной. Потому что их сняли с сайта в связи с тем, что федеральным УМО утверждена и рекомендована для внесения в реестр одна единственная примерная основная программа.

К сожалению, основная масса дошкольных образовательных организаций уже давно образовательную программу разработало. Несмотря на то, что в соответствии с тем же планом введения ФГОС, был намечен постепенный переход на введение стандарта, об этом очень подробно и хорошо говорилось в этом плане. На практике оказалось, что тут же в 2014 году сразу же потребовали, чтобы эти основные образовательные программы были у людей написаны.

Можно сделать все, и мы это сделали. Очень жаль, что примерная основная общеобразовательная программа, на самом деле неплохой и позитивный документ, вышла после того, как мы все сделали. И теперь к нам обращаются за рекомендациями, что делать в этой ситуации. Что, опять корректировать?

На самом деле вы же можете писать свои программы и без учета основной образовательной программы, у вас такое право по законодательству существует. Но вот эта программа, которая пока только на сайте ФИРО, она все же имеет свои отличительные особенности от тех, которые до этого были предложены.

В основном это относится к игровой деятельности дошкольников, очень серьезно там поменялась ситуация, если вам нужны какие-то темы для размышления и заданий своим заместителям и своим старшим воспитателям, если они занимаются методическим обеспеченьем, то в примерной основной образовательной программе (ПООП), по-новому предложена организация игровой деятельности дошкольников.

Там классифицируются все виды игр на две большие группы: сюжетные и игры с правилами, только и всего. И там не упоминается о тех вещах, которые нам с вами привычны – дидактическая игра, она там вымарана. Это не значит, что она запрещена. Просто она не рассматривается в примерной программе как форма, вид и метод организации деятельности дошкольников. В основном разработчики объясняют это тем, что в ДОУ дидактическая игра свелась к дидактическим заданиям и упражнениям. Мы говорим детям – «давайте поиграем», они радостно говорят – «давайте», а мы говорим – «выполните вот это задание». То есть по факту для дошкольника – это не игра. В этой части я соглашусь с разработчиками, так и есть. Но все же так резво брать и выбрасывать из программы такие вещи, наверно, тоже преждевременно, тут надо провести огромную методическую беседу с кадрами, чтобы люди поняли. Как у нас некоторое время было со словом «занятие», одно время его запретили, а на самом деле нет, и сколько мы разбирались? Года три, наверное. А то и больше. И сейчас будет то же самое с дидактической игрой.

Очень смутно, но очень интересно в примерной основной программе рассматривается и тема культурных практик дошкольников. Это новая терминология, «новая», нет ничего в принципе нового, но она дается в новом прочтении и разъясняется, что это такое и как это организовать. Может быть не все согласятся с этой трактовкой, есть в России разные научные школы, но многое пояснено. Такие вещи как труд, трудовая деятельность, можно рассматривать не как образовательную область и её часть, а как культурную практику ребенка, в которой он вместе с взрослым приобретает какие-то культурные трудовые навыки, и это часть его культуры, которую он понесет дальше.

И в связи с этим всем – вывод. Лучше нам примерную образовательную программу скорректировать ещё раз. Вот в связи с выходом этого документа. Я понимаю, что не хочется, но вот так у нас, к сожалению, у нас складывается ситуация.

Кроме того на сайте ФИРО у нас размещены методические рекомендации для ДОУ по составлению образовательной программы на основании ФГОС ДОУ и примерной основной образовательной программы. Эти рекомендации уже давно присутствуют на сайте, ну и вообще, учитывая, что у нас ФИРО федеральные оператор введения ФГОС, значит, к этим документам стоит прислушиваться, но они не являются обязательными. Все рекомендательные положения и письма не обязательны, это лишь навигатор, если хотите, в том, как следует рассматривать то или иное понятие.

Такой бы нам документ в 13 году, мы бы сняли с себя много проблем, которые мы сами себе придумали, а потом героически их преодолевали. Слава богу, преодолели.

Но как бы там ни было, поговорим о проектировании программ, потому что есть ряд закономерностей в разных регионах, которые позволяют говорить о том, что делаются одни и те же ошибки. То, что уже 100 % вышло на уровень стандартной ошибки и то, что мы можем порекомендовать в этих случаях».

 

Расшифровано со слов Бережновой О.В.

Подробнее о проектировании образовательных программ, нынешней ситуации и типовых ошибках – на нашем вебинаре - «Проектирование образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО».

Бережнова Ольга Владимировна

к.ф.н.
эксперт Национального агентства развития квалификаций Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, руководитель кафедры развития образовательных систем БУ ОО ДПО «ИРО»
Посмотреть подробный профиль



Copyright 2014-2015