Ассоциация руководителей образовательных организаций


Инклюзия наоборот: в азовской школе слабослышащих объединят с «детьми восьмого вида»

Дети с ОВЗ, чьи родители попали в трудную ситацию, больше не смогут получить помощь в необходимом объеме
05 июня 2018

Азовскую общеобразовательную школу-интернат с классами для глухих и слабослышащих детей хотят объединить со спецшколой № 7, рассказала «Молоту» председатель Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Ирина Баскакова. Педагоги и родители считают это решение неприемлемым.

 

Оптимизация по-азовски

Как сообщила мама учащихся школы-интерната Наталья Киосова, слияние двух школ уже началось, но этот процесс называется «оптимизацией».

«Наш привычный мир рушится. Из интерната «выводят» 60  детей, которые жили и учились на первом этаже (это половина наших воспитанников), на их место придут ребята из коррекционной школы. Моему сыну Никите уже объявили, что он переходит в другую школу», – поделилась Наталья Киосова.

Чем это грозит? По ее словам, в интернате теперь не будет мест для детей, родители которых попали в сложную жизненную ситуацию. Это был единственный интернат в Азове, где эти ребята могли жить с понедельника по пятницу, спать и получать полноценное питание. Для семьи Киосовых было очень удобно, что оба сына учатся в одном учебном заведении: Никита окончил шестой класс, а слабослышащий Глеб – девятый.

«Здание на улице Васильева, 92, у нас не отбирают, якобы просто происходит слияние. У нас всю жизнь была общеобразовательная школа, а не коррекционный центр, который теперь захотели сделать. По одному адресу теперь будут две школы, но о какой социализации можно говорить, если к нам присоединяют детей восьмого вида?» – разводит руками Наталья Киосова.

Согласно общепринятой классификации дети восьмого вида -  это ребята «с интеллектуальным недоразвитием». От слияния школ, по мнению мамы Никиты и Глеба, пострадают и дети, и педагогическая деятельность: из двух директоров одного убирают, завучей будет два, а не пять. Родители надеются на отмену решения и готовят обращение к президенту РФ.

 

Бить в набат рано?

В спецшколе не отрицают факт объединения, но предлагают подождать официального приказа министра образования Ростовской области Ларисы Балиной.

«Как только увидим документы, будем решать, что делать в первую очередь», – ответила на вопрос корреспондента «Молота» заместитель директора по учебно-воспитательной работе Азовской спецшколы № 7 Елена Бондаренко.

Она пояснила, что сейчас в спецшколе обучаются 450 особенных детей, каждый из которых имеет свой диагноз, от задержки психического развития до умственной отсталости. Это единственная в Азове спецшкола, подведомственная министерству образования области. И хотя процесс объединения официально еще не начался, его предпосылки уже привлекли к себе внимание общественности.

 

Неутешительный прогноз

«Это неоправданная оптимизация, – уверена Ирина Баскакова. – Сейчас все силы педагогического сообщества области направлены на развитие инклюзивного образования, в соответствии с принципами которого здоровые дети и ребята с определенными проблемами или потребностями должны учиться вместе – это позволяет достичь результата в развитии и социализации детей».

Что, собственно, и происходило все эти годы. Азовская школа-интернат № 10 показывала отличные результаты, занимая третье место в областном рейтинге учебных заведений, а спектакль воспитанников интерната «Гуси-лебеди» стал итогом большой работы, проделанной Ростовским отделением Всероссийского общества глухих. В 2017 году Ростовское РО ВОГ выиграло грант «Сказка за сказкой» из Фонда президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Сейчас в интернате учатся 134 ребенка, половина из которых здоровы, остальные слабослышащие либо тотально глухие. Совместные уроки и мероприятия позволяли добиться успехов в образовательной деятельности и, несомненно, шли на пользу слабослышащим детям.

Термин «инклюзия» в переводе с латинского означает «включение», «привлечение», но вовсе не предполагает объединение детей с разными формами заболеваний – как раз наоборот. По мнению педагога-дефектолога Татьяны Епифанцевой, при общении со здоровыми детьми с правильной разговорной речью слабослышащие дети имеют благоприятный прогноз и вполне социально реабилитированы. При тесном же общении таких детей и ребят с прогредиентными заболеваниями (шизофрения, эпилепсия и др.) часто возникает необходимость вывода первых на обучение по индивидуальной программе на дому.

 

Что говорят власти

В ответ на официальный запрос редакции министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина пояснила, что в настоящее время решение об объединении ГБОУ РО «Азовская школа-интернат» с ГКОУ РО «Азовская специальная школа № 7» не принято. В регионе созданы условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, успешно функционирует сеть из 30 специальных общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ, в обычных школах открыто 143 класса для детей с ОВЗ, а в рамках госпрограммы «Доступная среда» в 242 школах создана универсальная безбарьерная среда для обучения особых детей.

В случае оптимизации сети подведомственных учреждений все участники образовательного процесса будут проинформированы в установленном порядке, при этом государственные гарантии на получение детьми качественного образования и соблюдение трудового законодательства будут обеспечены в полной мере, заверили в министерстве.

 

Источник: Дон-24


Copyright 2014-2015