Ассоциация руководителей образовательных организаций


В Аксайском детском саду № 6 уже 2 года успешно реализуется программа «Доступная среда»

В нем есть две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, а пять воспитанников с ОВЗ обучаются в комбинированных группах
31 марта 2018

Здесь есть две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, а пять воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обучаются в комбинированных группах по индивидуальным адаптированным программам. Такие дети имеют возможность не только постоянно общаться с детьми возрастной нормы, но и посещать таких специалистов, как логопед, психолог. А сейчас детский сад стал доступен и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

У входа в детский сад установлен подъемник, сделана специальная разметка для передвижения на коляске, расширены дверные проемы на входе в детский сад и в его внутренних помещениях, оборудована туалетная комната, куда можно въехать на инвалидной коляске. Закуплено специальное оборудование для реабилитационных мероприятий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – тренажеры, интерактивные доски, столы для рисования песком.

«Пока в нашем детском саду еще нет ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на колясках или использующих другие приспособления для передвижения. Но мы можем их принять, для этого у нас все готово», – говорит заведующая детским садом № 6 «Теремок» Светлана Витальевна Бондаренко.

Светлана Витальевна работает заведующей детского сада «Теремок» полгода. Ранее детский сад возглавляла Оксана Анатольевна Левда, которая провела большую подготовительную работу для осуществления государственной программы «Доступная среда». В настоящий момент все работы выполнены.

«Совместное образование дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, – говорит С.В. Бондаренко. – Сейчас у нас есть архитектурная доступность, чтобы любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог попасть в наш детский сад».

Многие, несмотря на активно действующие по всей стране программы инклюзивного образования, до сих пор сомневаются в их целесообразности. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья боятся за своих чад, не хотят отпускать их в незнакомую социальную среду, опасаются, что им будет сложно в детском коллективе. Есть также опасения и у других родителей. Им почему-то кажется, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может как-то негативно воздействовать на их детей. Поэтому важна работа по повышению уровня компетентности в вопросах инклюзивного образования не только родителей детей с ограниченными возможностями, но и со всеми родителями вообще. Для родителей в детском саду проводятся консультации, практикумы, родительские собрания.

«Я считаю, – продолжает С.В. Бондаренко, – что инклюзивное образование очень важно, поскольку оно обеспечивает всем равные возможности в получении образования и в социализации, которая не может адекватно проходить в закрытых заведениях, в условиях изоляции. Кроме того, у нас каждый год появляется все больше детей с различными заболеваниями, и часть из них нуждается в поддержке, реабилитации, социализации. И лучше бы, чтобы реабилитационные, корректирующие мероприятия начинались как можно раньше.

Конечно, у нас еще не такой большой опыт, но мы его постоянно нарабатываем. Педагоги нашего ДОУ проходят как очное дополнительное образование, так и дистанционное. На базе нашего образовательного учреждения проходят различные методические мероприятия, на которых рассматриваются вопросы инклюзивного образования.

Многих родителей волнует, как попасть ребенку с ОВЗ в детский сад. Прежде чем получить направление в наш детский сад, где есть возможности для инклюзивного образования, дети проходят специальную районную психолого-медико-педагогическую комиссию. А уже мы создаем условия для конкретного ребенка. Поэтому у нас есть дети на полной инклюзии, то есть посещают детский сад каждый день и самостоятельно находятся в группе. Есть дети на частичной инклюзии, которые приходят на занятия в сопровождении взрослого и занимаются неполный день в общей группе с ребятами, а также посещают индивидуальные занятия у логопеда и психолога. Конечно, к каждому ребенку мы подходим индивидуально, ведь адаптация к детскому коллективу у всех проходит по-разному.

При организации инклюзивной практики мы обеспечиваем комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении».

Педагог-психолог Анна Павловна Шевцова свою работу с детьми с ОВЗ строит с учетом особых образовательных потребностей детей и на основании заключений районной ПМПК. Опираясь на рекомендации, Анна Павловна разрабатывает индивидуальную программу или маршрут психолого-педагогического сопровождения для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности (особые возможности здоровья).

В зависимости от диагноза детей, Анна Павловна использует в коррекционной работе психогимнастику, релаксацию, дыхательную гимнастику, развивающие игры, направленные на концентрацию внимания, мышления, восприятия, памяти, а также пальчиковые игры, игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Основной целью психологического сопровождения детей является преодоление имеющихся у дошкольников трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми.

Учитель-логопед Наталья Валентиновна Толстопятова помимо коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, проводит индивидуальную работу с воспитанниками, посещающими детский сад в режиме инклюзивного образования. Эти занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психоречевого развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка. Наталья Валентиновна всегда стремится к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка, создает атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, корректно и гуманно оценивает динамику продвижения ребенка. При оценке не сравнивает его с другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития. «Родители должны знать, что в нашем ДОУ созданы все условия для комфортного пребывания и гармоничного развития детей с особыми возможностями здоровья», – в заключении говорит С.В. Бондаренко.

 

 

Источник: Правда



Copyright 2014-2015