Ассоциация руководителей образовательных организаций


westminsterjaxon.blogspot.ru

Профессиональные деформации педагогов как объект управления качеством образования

О понятии «профессиональная деформация педагогов» и причинах возникновения деформации в своей статье рассказала педагог, музыкальный руководитель, член международной ассоциации джазовых школ Доманицкая Наталья Владимировна.
24 февраля 2016

Профессиональные деформации педагогов как объект управления качеством образования


Современные социальные условия формируют социальный заказ государства в системе дополнительного образования. Одним из приоритетных направлений в российском дополнительном образовании является формирование эффективного управления образовательным процессом, ориентированного на «…развитие кадрового потенциала, апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования, внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога» [1].

Актуализация роли дополнительного образования на современном этапе требует от педагога активного вовлечения в процесс управления качеством образовательных услуг. Поиск эффективных путей управления учебным процессом направлен на личность педагога, его постоянный педагогический рост. Ориентирами профессионально-личностного развития выступают особенности дополнительного образования и его актуальное состояние. Это прежде всего свободный выбор обучающимся образовательной области педагога, профиля программы и времени её освоения. Требования к педагогу дополнительного образования всё больше определяются личностными ресурсами, креативностью и отношением к себе как к источнику своего личностного и профессионального роста. Формализованным показателем профессиональной самореализации педагога является социально-квалификационная карьера педагога, которая выступает «как цепь его индивидуальных достижений, имеющих определённое значение для становления личности педагога, способствующих росту его профессиональной уверенности, конкурентоспособности, повышению социального статуса в территориальном сообществе» [2, с. 26].

Важнейшим аспектом профессионально-личностного развития педагога являются профессиональные затруднения, к видам которых относится феномен «профессиональная деформация». Желание соответствовать высокому уровню социальных ожиданий, перенапряжение физических сил, необходимых для выполнения профессиональных возможностей, вызывает высокий уровень внутриличностных конфликтов у преподавателей. С увеличением стажа работы и возраста, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Как следствие, у педагогов наблюдаются признаки явления искажения личностного профиля, которое обозначается понятием «профессиональные деформации» личности.

Профессиональная деформация – частое явление в педагогической сфере, которое возникает в процессе выполнения профессиональной деятельности и, чаще всего, негативно влияет на её продуктивность. Понятие «профессиональная деформация педагога», основной сегмент которого определяется также как «деструкция», «деградация», сводится к нескольким основным значениям: 1) состояние, возникающее у здоровых педагогов в эмоционально напряжённой атмосфере профессионального общения и характеризующееся совокупностью симптомов эмоционального, когнитивного, поведенческого и психофизического характера; 2) следствие развёртывания эмоционального стресса, выработанный педагогом способ реагирования (адаптации) на хронические стрессовые воздействия интенсивного общения в профессиональной среде» [3]. Возникновение профессиональной деформации личности преподавателя порождает профессионально нежелательные качества и изменяет его профессиональное поведение.

Для системы дополнительного образования и повышения квалификации педагогов в аспекте профилактики или преодоления профессиональной деформации важно иметь знания о причинах возникновения данного явления. Влияние на объективные и субъективные причины возникновения профессиональной деформации позволит предотвратить риски профессионального становления. «Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций» [4]. Преподаватели вузов и руководители образовательных организаций в локальные программы мониторинга профессионально-личностного развития студентов или педагогических работников должны включить индикаторы/признаки профессиональной деформации: потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии, склонность к обезличиванию в общении, дефицит милосердия. Информацию о типах и видах профессиональной деформации педагогов могут дать педагогические ошибки и педагогические конфликты.

Кадровый менеджмент в образовательной организации содержательно дополняется технологией преодоления профессиональной деформации педагогов, которая систематизирует индивидуальные программы профессиональной карьеры, профессиональной реабилитации и коллективные программы поддержки социально-психологического климата, досуговой рекреации, развитие психолого-педагогической службы.


Доманицкая Н.В., педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, член международной ассоциации джазовых школ.

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

 

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей.
  2. Александрова С.А. Становление карьеры педагога в муниципальном сельском районе, ж/р «Человек и образование». – № 4. 2009 г. с. 26.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический  словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с. Г.
  4. Гордиенко Н.В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога: Автореф. … к. псих. н. – Ставрополь, 2012.


Copyright 2014-2015