Ассоциация руководителей образовательных организаций


2 способа вернуть интерес к учёбе

Нет интереса к урокам? А если школа — это больше не школа, а большой скалодром или лабиринт? Две системы мотивации, на которые стоит обратить внимание руководителю.
09 апреля 2015

В настоящее время в школу идёт поколение детей, для которых печатать на планшете может быть уже привычнее, чем писать от руки. Эти дети совершенно другие и подход к ним, соответственно, тоже должен меняться. В современном мире происходит «инфляция внимания», так как в день человек получает слишком много информационных сообщений: начиная от рекламы, заканчивая соцсетями. И заинтересовать ребёнка нового поколения — куда сложнее.

В этой ситуации могут помочь новые системы мотивации, которые используют зарубежные школы и университеты. Это поинтификация и бейджификация.

Это две мотивационно-игровые системы. Они не взаимоисключающие, наоборот, могут быть взаимодополняющими. Давайте рассмотрим их подробнее.

 

Поинтификация (от англ.  Point — «очко») — это начисление баллов за достижение результата, кроме основной системы оценок. Все знают, что 5 — это хорошо, а 3 — плохо. Но если оценки переводятся в очки, где важна общая сумма, дело выглядит иначе.

Есть не очень активный отличник, который отвечает, только если его спросят и не особо вникает в школьную жизнь. И есть твёрдый хорошист. Но он очень старается, готовит доклады и выступает чаще, хотя может пока и не очень хорошо. И на выходе он может по очкам обогнать отличника.

Что это даст отличнику? Мотивацию к активности. «Я знаю больше, и я не хочу быть на вторых местах. Я стану отвечать чаще».

Что это даст хорошисту? Мотивацию к дальнейшей усердности. «Я стараюсь и это замечают. Я буду стараться ещё больше и обгоню всех».

Тут ученики могут соревноваться между собой в получении итоговой суммы, могут соревноваться классы. И, кроме того, ученик видит свои результаты и может сравнить их со старыми и понять, растёт он или нет.

Естественно, как и в любом соревновании, победитель должен получать награду. Тут могут быть разные подходы. Это может быть награда «школьная» — возможность исправить оценку в четверти, а может быть и «внешкольная» — какой-либо подарок. Это может быть и грамота, только ни в коем случае она не должна быть «стандартной школьной бумажкой». Это может быть лично сделанная учителем статуэтка или какой-то креативный сертификат — всё в меру вашей фантазии.

Награда может зависеть от вашей легенды. В игре очень важна легенда — вы не просто зарабатываете очки, вы хотите получить звание «Ученик Мага»/награду «Класс Совушек». Стоит до начала игры придумать, к чему вы стремитесь.

Например, если это соревнование внутри класса по предмету «история» — это игра в Средневековье. Ученик, набравший 100 баллов превращается из крестьянина в фермера. Цель игры — за год стать рыцарем или прекрасной дамой. Игра должна быть забавной, не обидной, вы должны быть уверены, что все ученики класса поддерживают её, они заинтересованы и стремятся к победе.

 

Бейджификация (от англ. Badge). Обычно бэйдж — это табличка на груди, которая индифицирует человека.

Бейджификация — это присуждение некого «звания», которое даётся ученику за достижение, которое не связано с учёбой напрямую. Сбор макулатуры, активное участие в самодеятельности, хорошее дежурство. За подобные достижения ученику даётся бейдж, к примеру «Самый активный борец за экологию» или «Лучший сборщик мусора». Это может быть как настоящий бейдж, так и место на доске класса или где-то ещё, в зависимости от ваших пожеланий.

Также можно установить систему «надбейджей» — награда за самое большое количество бейджей в какой-либо временной отрезок. Награды опять же могут быть очень разнообразны — зависит от вашего желания.

Главное, чтоб звания были не обидны, желательно, чтобы они были сделаны с юмором. Иначе это снова превращается в советскую систему «лучший пионер». 

Например, бейджификация введена в седьмых классах. Это игра в «Осьминога». Каждый бейдж — это щупальце осьминожки, цель игры — стать настоящим осьминогом за какой-либо период времени. Классы могут оцениваться по количеству осьминогов. И бейджи, в этом случае, могут выглядеть как «Щупальце из бумаги (за сбор макулатуры)», «Щупальце с колокольчиком (лучший дежурный)» и так далее.

Эти системы часто совмещают.

В этой ситуации достижения ребёнка или класса можно представить как график, где ось х — бейджи, а ось у — поинты. 

Здесь также должна быть система наград. И, конечно, легенда. Это может быть восхождение на Эверест или Олимп, которое можно проследить по графику. Или что-либо ещё, главное, чтоб это понравилось детям.

 

Эти системы могут быть введены на разных уровнях. 

1. Это может быть глобальная система на уровне всей школы, когда все ученики вне зависимости от класса включены в соревнование. 

Минусы: в таком случае для ребёнка это может быть похоже на «обязаловку». Нужно очень тщательно продумать политику внедрения мотивационной игры, чтобы она прижилась. Кроме того, в готовое учебное заведение сложно внедрить что-то глобальное. К этому не готовы ни ученики, ни кадровый состав, всё «старое» кажется привычнее и лучше.

Плюсы: получается некая «фишка» школы. Если правильно организовать внедрение игры, то можно добиться большой отдачи от школьников. Это привлечёт внимание к учебному заведению, выделит его из остальных.

2. Это может быть системой «классов». То есть можно предложить эту систему трудному классу. За выполнением условий должен следить классный руководитель

Минусы: может возникнуть «а почему мы, а не они?». Работать это будет в обе стороны. Если класс воспримет игру как наказание — это, безусловно, минус. А если другие классы решат: «Почему им дали "поиграть", а нам нет?» — это не так плохо и позволяет развить систему шире.

Плюсы: класс, в котором есть сложности, поймёт, что на него обратили внимание. Часто дети ведут себя плохо, только чтоб их заметили. В этом случае внимание будет сконцентрировано на них. И они могут почувствовать себя особенными.

3. Это может быть «предметной» игрой. Например, такую систему устраивает учитель химии для всех учеников.

Минусы: может возникнуть непонимание, почему происходят такие различия в кадровом составе и чем этот предмет хуже или лучше, чем остальные.

Плюсы: это точно привлечёт внимание к предмету, заставит выделить его из основной массы, потому что тут что-то особенное. 

4. Бонус-вариант. Система работает не только на детях, её можно организовать для педагогов.

Минусы: многие «закостенелые» учителя сразу откажутся принимать участие в затее, а убедить взрослого куда сложнее, чем ребёнка. И среди учителей чаще, чем среди детей возникает нездоровая конкуренция и грызня за дополнительные «баллы».

Плюсы: это хорошая мотивационная политика для коллектива, где довольно прозрачно видно, кто отлынивает от обязанностей и дополнительной работы с учениками. 

Что бы ни было выбрано — это точно привлечёт внимание. Можно предложить учителям подробнее ознакомиться с игровыми методиками. Конечно, всегда можно взять готовую систему в Интернет, например, Classcraft, но гораздо лучше, если вы будете отличаться от остальных. Публиковать данные о достижениях можно на сайте школы/в закрытых сетях или просто вывешивать где-то в школе. Игру можно отчасти переносить в Интернет, так дети быстрее включаются, виртуальное пространство им ближе.

В любом случае пренебрегать этим не стоит. Можно хотя бы попробовать, потому что если вы сможете организовать в своей школе хорошую мотивационную игру — показатели успеваемости и активности учеников (участие в соревнованиях и олимпиадах, областных конкурсах) вырастет на глазах. А это полезно и вам, и детям.

 

Кристина Сыцко


Новости по теме


Copyright 2014-2015