Главная НовостиНовостиКак оценить качество образовательных программ в дошкольной организации


Как оценить качество образовательных программ в дошкольной организации

Мы разберём функции контроля и мониторинга в системе оценки качества и каким образом руководителю ориентироваться в современном разнообразии различных вариантов оценки 

13.02.18


Дошкольное образование уже активно вступило в фазу реализации ФГОС, и соответственно, процедуру оценки качества образования в целом, поэтому оценка качества образовательных программ стала для нас актуальной как никогда.


Очень важно понимать, в каком контексте сейчас должна проходить процедура оценки качества образовательных программ. Нормативное законодательство предлагает нам направление, которое называется «Внутренняя система оценки качества образования в дошкольной организации». И сегодня мы разберём, как она функционирует, какие нормативные документы локального уровня нужны. Они нужны для того, чтобы работала «Внутренняя система оценки качества образования». Также разберём функции контроля и мониторинга в системе оценки качества и, собственно, чем они отличаются. То есть, каким образом управленцу, руководителю ориентироваться в современном море различных вариантов оценки качества образования. Мы рассмотрим основные показатели и индикаторы качества условий реализации и результатов освоения программ дошкольной организации. Это очень важно потому что, по большому счету, оценить программу только лишь посмотрев на неё невозможно. И я надеюсь, что это понимают и руководители образовательный организаций, и естественно эксперты, которые работают в системе оценки качества дошкольного образования.  Вот такое проблемное поле мы сегодня избрали.


Прежде чем мы будем говорить об оценке качества образования, важно понимать, какие факторы и объекты вообще оцениваются. На что обратить особое внимание, когда работает система оценки качества образовательных программ. И, собственно, на какие основополагающие базовые понятия стоит опираться.


Существует 3 фактора образовательного процесса. Факторы – это те направления или те блоки, которые оцениваются. В первую очередь оценивается качество процессов и содержания реализуемого образования. То есть по большому счёту, самое главное, что интересует любую комиссию, и самое главное, что должно интересовать Вас, уважаемые руководители, когда вы будете оценивать качество своей образовательной программы или можете быть привлечены к оценке качества образовательных программ других организаций – это качество процессов и содержания реализуемого образования. Требования к этому фактору указаны в ФГОС ДО и, в частности, в разделе, где указаны требования к структуре ОП. Поэтому делаем вывод, что первый фактор образовательного процесса, подлежащий оценке – это структура ОП, в том числе к соотношению и содержанию частей, их объёму. Это очень важно, в первую очередь. Так как у нас есть федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и в нём прописаны требования к структуре ОП, то предмет или объект соотнесения у нас существует. Другой вопрос, как соотнести, на что надо обратить внимание, что является более важным, что второстепенным. Вот об этом мы и поговорим.


Второй фактор, который оценивается – это качество условий, созданных в организации для успешного протекания образовательного процесса. Мы все знаем, что программа может быть шикарной, очень хорошей, содержательной, но, чтобы эта программа работала, необходимо создать в каждом детском саду надлежащие условия, чтобы образовательный процесс протекал успешно. Требования к условиям, точно также, как и в первом случае находятся в ФГОС ДО и есть целый раздел: «Условия реализации ОП ДО»(в т.ч. кадровые, финансовые, материально – технические, психолого-педагогические, развивающие предметно-пространственную среду).Третий немаловажный фактор – это качество результатов образования. Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов ОП. Здесь больше проблем чем в первом и во втором случае, поскольку результаты образования достаточно сложно проверить в системе ДО. Мы прекрасно все знаем, что ДО хоть и стало в соответствии с федеральным законом об образовании РФ первым уровнем общего образования, но осталось необязательным уровнем. По большому счёту дети, а вернее их родители или законные представители решают, нужно ли ребёнку ДО, будет ли он осваивать программу ДО или сразу из семьи пойдёт в школу и освоит программу ДО в условиях семейного воспитания. Поэтому здесь предъявлять очень жёсткие требования  никто не может, и именно это написано в ФГОС, а конкретно в разделе «Требования к результатам освоения ОП ДО». Эти требования сформулированы в виде планированных результатах, конкретных целевых ориентирах.


Очень важно понять, что по большому счёту оценка качества образовательной программы сводится к оценке соответствия программы требования ФГОС ДО. Оценка качества образовательно программы должна проводится в учреждениях ежегодно, систематически и в постоянном управленческом цикле, а не только разово, перед проверкой и прочее. Именно поэтому сейчас возникла потребность в формировании в каждой образовательной организации внутренней системы оценки качества образования, и на то есть много нормативных документов.


Виды образовательных программ, существующие и работающие в нормативном поле образовательных программ

Основная образовательная программа дошкольного образования, подразделяется на комплексную и парциальную, и адаптированная основная ОП (должны оцениваться каждый год). Включает в себя адаптированную и индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Очень важно, чтобы в дошкольных организациях были рабочие программы, их также подвергают оценке ежегодно. И рабочих программ много: как минимум столько, сколько у Вас групп в дошкольной образовательной организации, а может быть и больше. Рабочие программу будут оцениваться на предмет соответствия содержания рабочих программ к тому положению, которое есть в дошкольной образовательной организации. И так как каких-то требований к структуре рабочих программ и их содержанию у нас нет, то каждая организация сама для себя решает какого уровня, объёма должна быть программа и что в ней должно быть указано. Главное, чтобы она отражала содержание основной образовательной программы в каждой конкретной группе детского сада.

В формировании внутренней системы оценки качества при подготовке к различного рода проверкам, важным является наличие дополнительных общеразвивающих программ. Они не являются обязательным объектом для оценки, потому что не в каждом детском саду эта система существует и работает, но если у Вас в лицензии есть приложение и Вам дано право на организацию дополнительного образования детей и взрослых, значит, у Вас есть дополнительные общеразвивающие программы, иначе вы бы не получили лицензию. Их нужно оценивать ежегодно.

Своим опытом поделилась Ольга Бережнова, заведующая кафедрой и ведущий эксперт "Института развития образования". Пообщаться с экспертом ближе и обсудить свои проблемы все желающие могут на Всероссийской конференции "Дошкольное образование 2017", которая состоится в Москве с 29 по 31 марта.  Регистрация на участие открыта для всех желающих. 

 

Новое видео в базе знаний

Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 1
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:30:29)
Современная образовательная организация в условиях реализации ФГОС общего образования: управление в условиях изменений
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:30:29)
Организация дополнительного образования в Первом МОК
Наталья Нефедова

Просмотр ( 2:01:37)
Организация психолого-педагогического консилиума в образовательной организации
Аделя Вильшанская

Просмотр ( 0:00:00)
Содержание деятельности консилиума при комплексном сопровождении обучающихся с ОВЗ
Аделя Вильшанская

Просмотр ( 0:00:00)
Оценка кадровой политики руководителя дошкольной организации на этапе введения профессиональных стандартов
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:13:06)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru


copyright 2018
'