Ассоциация руководителей образовательных организаций


t-l.ru

Как поддерживать одарённых детей?

На этот вопрос редакция портала АРОО попыталась ответить вместе с экспертами — Еленой Валентиновной Верёвкиной и Лилией Энгелевной Абдуллиной.
16 декабря 2016

 

Владимир Путин поручил Правительству РФ и региональным властям создать сеть центров выявления и поддержки одарённых детей. Ориентироваться при этом нужно будет на опыт образовательного фонда «Талант и успех» центра «Сириус», расположенного в Сочи. Распоряжение было отдано в соответствии с планом реализации Послания Федеральному Собранию, которое состоялось 1 декабря. Ответственными за исполнение поручения были назначены премьер-министр Дмитрий Медведев и руководители высших исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ. Отчитаться о выполнении этой программы необходимо будет до 1 ноября будущего года.

Поддержка одарённых детей является одним из важнейших направлений государственной образовательной политики. Молодые люди с особыми талантами должны в будущем развивать науку, представлять Россию на международной арене и т.д. Но так ли просто выявить настоящую одарённость, и нет ли здесь других «подводных камней»?

Об этом редакция портала АРОО поговорила с Еленой Валентиновной Верёвкиной, кандидатом психологических наук, директором частного детского сада «Карусель».

Эксперт рассказала, что не так давно этот вопрос обсуждался в её учреждении с руководителями филиалов. Она отметила, что, прежде всего, нужно определиться, что понимать под одарённостью. «Если “пунктиром”, то существует 2 основных определения: одарённый ребёнок — тот, кто проявляет необыкновенные способности в целом ряде областей, и одарённый ребенок, имеющий незаурядные способности в одной области. По-настоящему одарённых детей (т.е. тех, кого, прежде всего, одарила природа, и только во вторую очередь этот дар получил своё развитие благодаря усилиям родителей, учителей и т.д.), как мы это видим и понимаем, вообще-то очень мало: за 17 лет, учитывая, что у нас 4 филиала, пожалуй, только 2 ребёнка были действительно одарёнными. Когда люди работают с детьми вдумчиво, таких детей всегда видно. Эти дети, о которых я говорю, проявляли удивительные способности в совершенно разных областях. Сегодня один из них школьник, второй — студент. Знаю, что оба необычайно успешны», — поделилась собственным опытом Елена Верёвкина.

Директор детского сада «Карусель» считает, что начинать выявлять одарённых детей нужно непосредственно в дошкольных образовательных учреждениях, ведь, когда они взрослеют, стираются границы между даром и усилиями, волей, воспитанием. Диагностировать одарённость можно, но это очень непростой процесс — как отметила эксперт, на это указывают профессионалы, в частности, психологи, работающие с детьми. Уже после определения того, что ребёнок талантлив и в чём-то достигает выдающихся успехов, необходимы будут как раз те центры, о которых говорил Владимир Путин, чтобы предоставлять возможности для развития и самосовершенствования.

Елена Валентиновна указала на одну важную проблему: те дети, о которых она рассказывала, сейчас живут в напряжённом режиме. «Один из них уже давно учится в школе, и ужас заключается в том, что у таких ребят много различных занятий, съёмок, а школа-то никуда не девается. Поэтому для них нужен какой-то скорректированный вариант образования, индивидуальный маршрут, чтобы они могли развиваться в тех областях, где они проявляют свои уникальные данные. Необходимо, чтобы школьные требования были для них адаптированы. Не секрет, что одарённые дети порой очень ранимы, а напряжённый график жизни может довести одарённого ребёнка до невроза», — уверена она.

Отвечая на вопрос о том, нужно ли одарённых детей из регионов переводить на учёбу ближе к центру, эксперт отметила, что это зависит от решения семьи: если родители считают, что в Москве больше возможностей для самореализации, то можно до какого-то времени получать образование дома, ну а затем уже перебираться в столицу.

В связи с актуализацией поддержки одарённых детей возникает и другой вопрос — а нет ли здесь некоторой доли дискриминации по отношению к тем, кто не так успешен? «Знаете, я об этом подумала в первый момент, когда услышала об этой инициативе Путина, — призналась Елена Валентиновна. — Мне всё-таки сложно судить, ведь если бы дела в нашем обществе обстояли лучше, то у меня этого вопроса и не возникло, потому что был бы определённый покой и за тех, и за других детей, которые находятся на противоположном полюсе. А покоя этого нет. Если бы у меня была такая возможность, то я скорее тратила средства на других детей — не на одарённых, а на “обделённых”, чтобы подтягивать их, помогать им и поддерживать их семьи. Только если у государства действительно есть деньги и на тех, и на других, тогда уже я бы поддерживала и одарённых как будущих вершителей прогресса. Конечно, этот вопрос непраздный».

Вопросы одарённости прокомментировала и Лилия Энгелевна Абдуллина, руководитель отдела дошкольного образования Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» ФГАОУ АПК и ППРО РФ. Она расписала, как, по её мнению, должны работать центры по выявлению и поддержке одарённости:

«Во-первых, важно помнить, что, помимо так называемой “актуальной” одарённости, существует “потенциальная” одарённость. А это ставит перед центрами задачу не просто выявления одарённости, но и прогнозирования развития ребёнка. Диагностика детской одарённости в первую очередь должна быть ориентирована на процесс, а не на результат: акцент должен быть смещён от диагностики отбора к диагностике развития.

Во-вторых, такие центры не должны ограничиваться работой только с детьми. Необходима системная, планомерная и целенаправленная работа со взрослыми, окружающими одарённого ребёнка, — педагогами и родителями.

В-третьих, зачастую одарённые дети имеют сложности психосоциального развития, поэтому, помимо педагогического сопровождения таких ребят, должны быть созданы условия для развития их психосоциальной сферы (коммуникативных способностей, "Я-концепции" и др.)».

Лилия Энгелевна считает, что для поддержки одарённых детей можно использовать современные информационные технологии. В качестве примера она привела дистанционное обучение для самообразования, совместные проекты детей из разных уголков страны (когда каждый участник вносит свой вклад) и формирование сообществ родителей одарённых детей в Сети.

Эксперт также придерживается мнения, что одарённых детей из регионов необязательно переводить на обучение в столицу. «Считаю, это крайней мерой, возможной только в том случае, если регион не может создать необходимых условий для развития таких детей.

Государство, региональные органы управления образованием, семья и общество должны быть нацелены на то, чтобы дать шанс каждому ребенку для раскрытия и максимального развития имеющегося потенциала в привычной ему микросреде.  Для этого важно, чтобы каждый воспитатель и каждый учитель, приходя в группу или класс, в каждом из своих воспитанников или учеников видел потенциально одарённого ребенка.

Это становится возможным только тогда, когда образовательная организация имеет возможность использовать вариативные программы, учитывающие индивидуальные темпы развития детей, когда педагоги и родители готовы “подстраиваться” под индивидуальные особенности неординарных детей», — пояснила Лилия Энгелевна.

Лилия Абдуллина также ответила на вопрос, касающийся возможной дискриминации неодарённых детей в случае поддержки талантливых. Эксперт уверена, что подобное случится только в том случае, если всё внимание будет уделено исключительно одарённым детям, если они будут рассматриваться как «каста избранных». Поэтому она снова указала на то, что нужно отказаться от диагностики отбора в пользу диагностики развития одарённости.

«В настоящее время многие научные коллективы работают над решением данной проблемы, в том числе Центр системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…” ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. Под руководством доктора педагогических наук Л.Г. Петерсон наш коллектив видит своей задачей решение проблемы по выявлению и “выращиванию” способностей и одарённости в каждом ребёнке и каждом педагоге. В этом смысле замечательно подметил А.Г. Асмолов: "Проблемы одарённости ученика начинаются с проблемы одарённого учителя".

Мы убеждены, что сама по себе “одарённость” не может служить гарантом выдающихся достижений и успехов человека. Поскольку за любым талантом и выдающимся результатом лежит ещё огромный труд! При таком подходе не происходит никакой дискриминации, ни перед кем не закрывается дверь, напротив — воспитывается огромное уважение к труду и к тем, кто перед собой поставил задачу "выращивать" в себе способности до одарённости, ибо они "тянут нас всех вверх"», — рассказала Лилия Энгелевна.

Материал подготовила Анна Донцова.

Абдуллина Лилия Энгелевна


Руководитель отдела дошкольного образования Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." АПК и ППРО РФ
Посмотреть подробный профиль

Верёвкина Елена Валентиновна

кандидат психологических наук
кандидат психологических наук, автор научных и популярных статей, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификации.
Посмотреть подробный профиль



Copyright 2014-2015