Главная НовостиНовости«Наша особенность — некоторые идеи приходят к нам раньше, чем к другим»


Фото из архива детского сада "Речецветик"

«Наша особенность — некоторые идеи приходят к нам раньше, чем к другим»

Интервью с Еленой Дмитриевной Раевской, заведующим МБДОУ г. Зеленогорска «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3 "Речецветик"», занявшего 1-е место в рейтинге детских садов России 2015 г.

15.04.16

— Что, на Ваш взгляд, послужило главной причиной Вашей победы? Чем Вы больше всего гордитесь, что считаете своей сильной стороной?

— В рейтинге было три глобальных направления оценки, поделённые на подразделы: условия, педагогический коллектив и дополнительные услуги. Где-то мы лидировали, где-то уступали, но по общей сумме баллов явились победителями. Гордимся, конечно, той колонкой, где у нас больше всего баллов — «Дополнительные услуги».

Сейчас в стране тяжёлая финансовая ситуация, не приходится рассчитывать только на выделяемые учреждению средства. Поэтому мы прилагаем много стараний к тому, чтобы денежные средства пришли благодаря грантам. Для того чтобы получить грант, необходимо иметь определённый опыт, выглядеть убедительно, нужно доказать, что именно мы его достойны. За последние два года мы получили два гранта. В 2014-го году — грант за территорию детского сада, она была признана лучшей среди дошкольных образовательных учреждений Красноярского края. Конкурс проводила Красноярская краевая станция юннатов. Мы получили гран-при в размере 300 тыс. На эти деньги мы приобрели новое игровое оборудование для организации двигательной активности детей, а значит, сделали максимально комфортным пребывание детей на свежем воздухе.

Грант 2015-го года от Красноярского института повышения квалификации получен нами за победу в конкурсе на звание стажёрской базовой площадки. Нас поощрили 400 тыс. рублей, на которые мы смогли приобрести объёмный  комплект интерактивного оборудования, обучить педагогов работе с ним. В настоящее время всё оборудование активно используется в работе с детьми. Это существенным образом повысило качество образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС. 

Территория детского сада

Не скрою, в детском саду компенсирующего вида, как коррекционном учреждении, зарплаты педагогов несколько выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому, на протяжении девяти лет существования детского сада удаётся привлекать самых грамотных, самых творческих преподавателей. Все наши педагоги имеют высшее образование, 90 % — высшую и первую категории, но и молодых педагогов без категории мы не боимся брать — готовим достойную смену, самостоятельно взращивая её в нашей среде. У нас отлажена работа по наставничеству. Например, молодой педагог закрепляется за наставником на весь учебный год, а по его окончании, на педагогическом совете, подводятся итоги данного сотрудничества. Такая практика — неформальная, это очень важно для становления молодых педагогов, для взаимодействия воспитателей с опытом и без.

Что касается повышения квалификации — администрация предоставляет и поощряет любые возможности. Это выезды в Красноярск, в Томск, ежегодно в нашем городе педагоги обучаются на курсах повышения, которые проводят Красноярский институт повышения квалификации и педагогический университет. Кроме того, педагоги мотивированы повышать свою квалификацию и образовательный уровень через дистанционные курсы, например, организованные Москвой и Санкт-Петербургом. Несколько человек из нашего коллектива, в их числе и я, имеют сертификаты о прохождении дистанционных курсов в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мы держим на пульсе и процесс повышения категорий педагогов. Если у педагога первая категория — он стремится получить высшую, если нет категории — он стремится получить первую. Для этого администрация создаёт все условия, а педагоги, со своей стороны, используют все возможности. Здесь мотивация — 100%.
У педагогов также существует мотивация на достижение результатов по нескольким направлениям. Самое главное — это результаты выпускников. Поскольку детский сад — для воспитанников с речевыми нарушениями, наша задача — выпустить детей с корригированной речью. Лучше всего, чтобы была норма речевого развития, но у детей со сложными, тяжёлыми нарушениями, бывает, что остаточная симптоматика остаётся (логопеды меня поймут), но коррекция очень значительна.

Детский сад

Также важно такое направление, как социализация воспитанников через участие их в конкурсах, фестивалях, творческих вечерах. Наши воспитанники участвуют и в городских мероприятиях, и в краевых, и дистанционно во всероссийских и международных конкурсах, где, к слову, занимают призовые места. Поэтому у педагогов есть драйв, желание повысить уровень успешности своей группы. Это не мешает общей работе, так как мы не участвуем во всех конкурсах подряд — выбираем. Мы не ограничиваем наших воспитанников, принимая участие в конкурсах интеллектуальной направленности, детских научно-практических конференциях, в мероприятиях, посвящённых памятному или праздничному дню, выступаем самостоятельной площадкой для проведения городского мероприятия. Например, недавно у нас проходила театральная неделя, посвящённая международному дню театра. Детские коллективы представляли музыкальные сказки. Мы проводим городской шашечный турнир для дошкольников. В жюри приглашаются всегда профессионалы, специалисты  высокого уровня. 

Мы активно взаимодействуем с библиотекой, спортивными центрами, другими учебными заведениями. Например, сегодня, в первой половине дня, преподаватели музыкальной школы представили маленьким зрителям музыкальную сказку. Очень довольны и дети, и их родители, и педагоги. Это сетевое взаимодействие как раз и оправдывает ожидания родительской общественности по дополнительным услугам, поэтому, наверное, у нас здесь такой высокий показатель. Скорее всего, благодаря ему мы вырвались вперёд.

— Какая у Вас мотивационная система для коллектива? Раскройте, пожалуйста, какой-нибудь секрет Вашей работы с ним.

— Безусловно, как я сказала ранее, это финансовая система. Также я люблю поощрять, награждать сотрудников. А ещё важно то, что наш педагогический коллектив очень сплочённый — мы всегда и везде вместе. Развит корпоративный дух — мы ходим в театры, музеи, на выставки, принимаем участие в лыжных гонках и других спортивных мероприятиях. Если кто-то не умеет ходить на лыжах — обязательно приходит встречать участников на финише с термосом чая. Это отдельная жизнь, которая положительно сказывается на взаимоотношениях внутри коллектива.

— Ваш детский сад — компенсирующего вида. По какой программе Вы работаете?

— По Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы сами её разработали в соответствии с ФГОС.

Программа составлялась на основании двух других, по которым мы работали ранее (коррекционная программа для детей с нарушениями речи и программа под редакцией М.А. Васильевой). Все накопленные материалы мы трансформировали в новое русло, но, по сути, они использовались и 5, и 8 лет назад. Ведь, по большому счёту, чтобы поставить звук [р], ничего нового придумывать не надо. Хотя, может быть, кто-то со мной и не согласится.

— Есть ли в Вашем образовательном учреждении какие-либо особенности материально-технического оснащения?

— Особенного оснащения для детей с дефектами речи не предполагается, но есть практика работы с диктофонами, имеется усиливающая аппаратура для слабослышащего ребёнка (он у нас один),  логопеды используют авторские программы по автоматизации звуков, это предполагает 5 – 10 минут работы за ноутбуком.

— Почему в Вашем детском саду нет платных образовательных услуг? Это принципиальная позиция?

— Вас, наверное, также удивит, что у нас нет очереди в детские сады. Это вполне реально в закрытом городе. Поэтому, когда все дети обеспечены местами в дошкольных учреждениях, когда все детские сады — муниципальные и предлагают равные возможности бесплатных дополнительных услуг, — нет необходимости искать какое-то другое место, предоставляющее те или иные услуги. В детском саду нет взносов, дополнительных плат — родители довольны. 

Например, в нашем детском саду есть бассейн, сауна. Регулярно, в соответствии с расписанием, проводится комплекс оздоровительных мероприятий под наблюдением медсестры. В настоящее время мы рассматриваем возможность предоставления этой услуги для детей, посещающих детские сады без бассейна.

В этом году мы хотим организовать ещё одно крупное мероприятие — конкурс по плаванию среди дошкольников. Это будет развлечение, но с элементами соревнования. Такого никто в городе не проводит. Наверное, наша особенность также в том, что некоторые идеи приходят нам раньше, чем другим. Может быть, это удача, а может, и специфика нашего административного мышления. Возьмём тот же шашечный турнир — ведь никто не занимался шашками, более того, в действующем в городе шахматном клубе наблюдается нехватка воспитанников.

Поэтому платные услуги у нас не заведено оказывать, ведь есть так много бесплатных!

— Мы заметили, что у Вас очень подробный и хорошо организованный сайт. И это на фоне того, что у некоторых детских садов его вовсе нет. Вы уделяете этому внимание, верно?

— Если честно, я удивлена, что у кого-то его нет, потому что наличие сайта — это требование Закона об образовании РФ. Рособрнадзор включает в свою проверку в том числе и проверку сайта. Здесь должен быть представлен определённый перечень документов, с которым федеральная служба может заранее ознакомиться.

— А кто у Вас занимается сайтом?

— Раньше занималась старший воспитатель, а сейчас — инструктор по физической культуре. Ведение сайта стало для неё хобби, она получает от этого удовольствие. Штатное расписание, конечно, не предполагает для этого отдельного сотрудника.

— Помогает ли сайт Вам в работе?

— Конечно. Во-первых, это неотъемлемая часть информирования. На сайте размещаются последние новости детского сада, архив мероприятий, перечень побед и достижений, локальные акты учреждения. 

Во-вторых, сайт — это опора для родителей наших потенциальных воспитанников. Здесь, например, можно скачать бланк заявления о принятии ребёнка в детский сад и заполнить его заранее, дома.

— Что Вы можете посоветовать коллегам-директорам? Как достичь успеха?

— Парадокс в том, что мы не преследуем такую цель — добиться успеха, занять первое место. Есть цель сделать что-либо конкретное — например, получить грант, стать инновационной региональной площадкой, когда-то я ставила цель сделать очень привлекательной территорию детского сада. Только решение таких нестандартных задач, только искреннее стремление быть на шаг впереди даст силы и возможность это осуществить. Никогда не нужно отчаиваться.

Если руководителям, да и не только руководителям, интересно узнать побольше об этом рейтинге, я советую посмотреть посвящённую ему двухчасовую программу на «Социальном навигаторе». Там приведена крайне интересная статистика по стране, проанализированы упущения и преимущества. Лучше, чем там, никто о рейтинге не расскажет.

Что ещё... Обязательно занимайтесь со своим коллективом. Не только давая ему установки — проживая с ним одну жизнь!

Материал подготовила Юлия Левашёва

Новое видео в базе знаний

Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательной организации
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:30:29)
Государственная политика в сфере дополнительного образования детей и взрослых
Ольга Бережнова

Просмотр
Перспективы развития дополнительного образования детей и взрослых
Ольга Бережнова

Просмотр (1:23:56)
Проектное управление программами развития профессиональных образовательных организаций
Екатерина Есенина

Просмотр
Механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями
Екатерина Есенина

Просмотр
Разработка программ развития профессиональных образовательных организаций. Типичные ошибки
Светлана Осадчева

Просмотр

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'