Ассоциация руководителей образовательных организаций


fishki.cdnvideo.ru

Нужен ли возврат к советской системе образования?

Разбираемся вместе с ведущими экспертами Ассоциации руководителей образовательных организаций.
25 января 2017

 

Недавно министр образования и науки Ольга Васильева в интервью заявила, что поддерживает возвращение традиций советской школы. Глава Минобрнауки России поделилась своим мнением, сказав, что необходимо вернуть существовавшую тогда ценностную систему, — например, обеспечить трудовое воспитание для учащихся. «И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?», — добавила Ольга Васильева.

Советская система образования многими считается лучшей в мире, и неудивительно, что у этой идеи министра будет множество сторонников. Но всё ли так просто?

Своим мнением по этому вопросу поделилась Наталья Викторовна Микляева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, главный редактор журнала «Современный детский сад». Эксперт прокомментировала позицию министра с точки зрения дошкольного образования:

«У нас всегда были сильные традиции, связанные с организацией процессов воспитания и обучения детей с позиции формирования ценностных ориентаций, установок и норм. Когда началась модернизация системы образования, именно они попали под удар первыми, так как расценивались как идеологические. Однако потом восстановлены были только частично. Например, в детском саду нравственное воспитание было заменено на социально-коммуникативное развитие ребёнка. Задачи воспитания ценностного отношения к труду, к нравственным установкам, таким как добро и сострадание, правда, справедливость, остались, конечно, но они стали восприниматься как второстепенные. И, действительно, отошли на второй план».

Наталья Викторовна добавила, что нынешняя система образования стоит на перекрёстке финансово-экономических и социально-политических, социально-педагогических и психолого-педагогических вопросов. Это требует гибкости от системы, способности приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Поэтому полного возврата к старому быть не может. Однако возрождение лучших традиций прежней системы образования, например, внимательного и продуманного отношения к организации коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их знакомства с социальным миром и методик профилактики социального вывиха можно только приветствовать. Вместе с тем это можно делать в духе времени, например, используя современные технологии абилитации и социализации, развивая социальный интеллект обучающихся как с особыми образовательными потребностями, так и их сверстников.

Мы поговорили также с Татьяной Всеволодовной Абанкиной, кандидатом экономических наук, профессором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, директором центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ. Эксперт трактовала заявление министра: судя по её риторике, Ольга Васильева хочет вернуть высокие достижения советской школы, свойственную той системе фундаментальность и ценностное воспитание, ориентацию на честность, любовь к труду, ответственность, отзывчивость и т.д. Советская школа строилась на базе истории и классической литературы, и именно это, по мнению Татьяны Всеволодовны, Ольга Васильева и хочет сохранить. «Не поспоришь с тем, что Советская Россия сделала тогда огромный рывок, создав очень мощную систему образования. Фактически за очень короткий период страна из почти безграмотной развилась в государство с очень высокими охватами образования, а сегодня оно стало одним из самых образованных в мире по доле людей с высшим образованием. Социальная система сформировалась на всех уровнях: дошкольного, школьного, дополнительного, профессионально-технического, высшего образования, аспирантуры», — прокомментировала эксперт.

Она добавила, что специальная программа по ликвидации безграмотности, которая позволила справиться с этой задачей при ограниченном количестве ресурсов в короткие сроки и в условиях действительно большого количества необразованных людей, до сих пор востребована в тех странах, где ещё существует такая проблема.

Татьяна Всеволодовна особо подчеркнула, что советское образование стало именно системой, где были обозначены все траектории взаимосвязи, появились законодательное регулирование и обширная сеть учреждений всех уровней образования. Стандарты и квалификационные требования же стали залогом высокого качества обучения.

И если всё было так замечательно устроено, то, значит, надо возвращать? «Я к этой тенденции отношусь, условно говоря, двояко. Конечно, я тоже считаю, что те преимущества, которые, в том числе, я добавила и назвала, надо сохранить. Но в то же время, по моему мнению, появилось очень много новых вызовов, и мир быстро меняется, и, соответственно, требования к образованию и со стороны общества, и со стороны работодателей, и со стороны семей очень высокие, и динамичность сегодня очень высока, поэтому просто вернуться к старой системе не получится», — уверена эксперт.

Татьяна Всеволодовна отметила и новые компетенции, появившиеся в XXI веке, и международные документы, где представлены необходимые квалификации, — те навыки, которых не было в прошлом. Это широкий спектр умений, связанный с технологической средой, который очень важен как для взрослых, так и для подрастающего поколения.

Сейчас большую роль играют мобильность, коммуникативные навыки, умения находить нужное в огромном информационном потоке, способность работать в команде, потому что это сейчас нужно почти везде, творческие навыки. Рутинная работа исчезает, много где нужна креативность, нестандартные компетенции. «Поэтому, мне кажется, эти навыки ставят новые вызовы, которые не решатся только с помощью традиций прошлого. По моему мнению, система образования — это, конечно, взгляд в будущее, и требования к ней исходят из будущих задач: они должны не только опираться на традиции, но и обеспечивать будущее развитие. В этом смысле не надо возвращать прошлое как исчезающий золотой век, надо строить будущее. Мне кажется, это очень важно, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших школьников и России как страны, которая переходит к новому типу социально-экономического развития, чтобы это было интеллектуальное поколение, замотивированное на работу в тех секторах, которые обеспечивают развитие страны, ориентированной на инновации, на экономику знаний», — резюмировала эксперт.

И Наталья Викторовна Микляева, и Татьяна Всеволодовна Абанкина сходятся в одном — традиции советской школы стоило бы вернуть, но нельзя просто разрушить всё, что было создано после, так как сейчас изменились условия — как экономические, так и технологические, и т.д. Необходимо смотреть в будущее и реформировать образование, исходя из вызовов, которые ставит перед обществом современность. Можно сказать, что вряд ли нынешняя российская система образования сможет повторить советскую, скорее всего, они не будут похожи. Возвращение ценностных ориентиров нужно, но как оно будет происходить? Удастся ли команде нового министра выполнить призыв главы Минобрнауки России?

На последний вопрос пока ответить нельзя, но мнение Ольги Васильевой уже разделила РПЦ. Митрополит Меркурий, председатель синодального Отдела религиозного образования и катехизации, заявил, что позиция министра отражает многолетний путь развития российской педагогики. Он добавил, что передовые технологии важны, но в то же время не считает, что «любая западная одёжка, даже самая красивая, впору и по плечу русскому человеку». Меркурий отметил, что стоит взять всё самое лучшее и успешное из нынешней системы образования и применить это к советской педагогике. 

Материал подготовила Анна Донцова.

Микляева Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук
канд. пед. наук (PhD: British Doctоr of Philosophy degree (PhD) standart), доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования, профессор кафедры дошкольной дефектологии института детства ФГБОУ ВО МПГУ
Посмотреть подробный профиль

Абанкина Татьяна Всеволодовна

кандидат экономических наук
Директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук.
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015