Главная НовостиНовостиОценка образовательных программ дошкольного образования.


Оценка образовательных программ дошкольного образования.

Любой руководитель, который работает в системе дошкольного образования, уже успел столкнуться с проблемой оценки образовательных программ.

24.08.17

Любой руководитель, который работает в системе дошкольного образования, уже успел столкнуться с проблемой оценки образовательных программ. Такие оценки проводятся как минимум по двум направлениям - в рамках лицензионного контроля за деятельностью образовательных организаций и в рамках контроля качества дошкольного образования.

Система образования РФ фактически работает в следующих направлениях стандартизации - введение образовательных и введение профессиональных стандартов. Изначально в 2013 планировалась их одновременная реализация, но уже скоро стало понятно, что такие глобальные понятия лучше разделить поэтапно. Оба инициированы нормативными правовыми документами: ФЗ Закон об образовании и государственная программа. 

 

4 основных проблемных вопроса, которые встают на пути внедрения проекта:

 

  • Объекты и факторы оценки качества дошкольного образования в условиях системной стандартизации;
  • Проектирование и корректировка образовательных программ на этапе реализации ФГОС дошкольного образования;
  • Оценка условий реализации образовательных программ и результатов дошкольного образования;
  • Модель внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.

 

 

Введение профессиональных стандартов мы рассмотрим не только в дошкольном образовании, а сразу на всех уровнях, т.к. говорить в отрыве от того, что происходит во всех системах невозможно. За их реализацию отвечает министерство труда и социальной защиты РФ. В соответствии с законом дошкольное образование является 1 уровнем образов в стране. Основная должностная обязанность педагога – соблюдение стандарта образования.

При всем обилии ресурсов информации, методических рекомендаций и т.д важно понимать, что контролируемые и обязательные к исполнению являются следующие документы и именно они учитываются при проверках:

 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ Минобрнауки России от 17.10.13 №1155;
  • Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014т№ 08-249;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 с изменениями и дополнениями;
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования – одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол №2/15 от 20.05.2015.

 

Не все обращают внимание на комментарии из практики регионов. При этом по результатам проверок в сфере контроля образования можно выбирать фрагменты, которые министерство науки комментирует по реализации стандартов.

Согласно этому документу - каждая организация самостоятельно разрабатывает свою программу образования. И тут возникает противоречие: с одной стороны учреждение может разрабатывать свои программы, с другой она должна быть на базе примерной утвержденной программы. Если углубиться в детали, то закон предоставляет право взять за основу примерную или разработать свою программу. Здесь стоит отметить, что придется побороться и отстоять свое право с проверяющими органами, т.к. часто нам говорят, что мы должны полностью ее соблюдать. Но это не так. Самый главный критерий оценки качества – стандарт.

Три кита системы оценки дошкольного образования это:

1) Качество процессов содержания, реализуемого образования, с точки зрения структуры программы по соотношению, содержанию и объема частей

Понятие «образовательная программа» отображает основные характеристики, организационно-педагогические условия для реализации.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, предметов, курсов, а также оценочных и методических материалов. Разрабатывается и осуществляется он в соответствии со стандартом дошкольного учреждения. Именно поэтому так важно соблюдать регламентированную структуру при ее написании. Это стратегический документ и создается он один раз

2) Качество условий, созданных в организации для успешного протекания процесса и выполнением требований по кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим, финансовым параметрам, а также по развивающей предметно-пространственной среде.

3) Качество результатов освоения программы.

В свою очередь, качество образования отражает степень достижения результатов по программе. В дошкольном образовании нет форм аттестации, поэтому здесь возможно оценить, к примеру, количество побед в конкурсах, удовлетворение потребностей родителей и самое главное отсутствие нарушений в реализации.

Особое внимание необходимо уделить возможной корректировке программ.

На этапе корректировки важно помнить, что программу можно менять только в случае существенных изменений – например, построили бассейн, либо введение какого-то инновационного режима, а также в случае официального предписания, выхода новых нормативных документов. При этом ухудшений быть не должно. Корректировка очень серьезный процесс и важно соблюдать его пошаговый алгоритм:

 

  • Появление инициативы (Коллегиально на педагогическом совете определяется в чем проблема);
  • Создание рабочей группы (Руководитель по рез инициативы должен создать рабочую группу, которой необходимо рассмотреть в указанные сроки и вынести решение что и как меняется);
  • Обсуждение возможных корректировок;
  • Принятие решения;
  • Утверждение корректировок;
  • Обновление сайта;

 

Для дальнейшей организации процесса в каждом дошкольном учреждении должна быть внутренняя система оценки, положение о внутреннем контроле. Она сделана для того, чтобы потом на практике использовать полученные в ходе проверки результаты, для развития образовательной организации, и чтобы зафиксировать, где хорошо, а где есть зоны роста. Это систематический анализ организации, качества и результатов образовательной деятельности.

В положении о внутренней системе оценке обязательно должны быть прописаны содержание, цели, задачи, порядок создания и функционирования, подведение итогов и оформление результатов, принципы, виды и направления, как осуществляется, какие методы мониторинга используются.

Полученные итоги представляются на педагогическом совете и должны воплощаться в программу развития образовательной организации.

Это огромный пласт работы, целью которого является соблюдение федерального государственного стандарта образования.

Следите за продолжением темы в рамках онлайн меропряитий Ассоциации руководителей образовательных организаций. 07-08 сентября 2017 года состоится Всероссийская онлайн конференция «Управление современным дошкольным образованием». Продолжается регистрация участников! 

 

 

 

Новое видео в базе знаний

ФГОС- непрерывный вектор развития общего образования
Кадрия Зайнетдинова

Просмотр ( 1:30:29)
Особенности разработки учебного плана в соответствии с ФГОС СОО
Кадрия Зайнетдинова

Просмотр ( 1:23:56)
Практика применения профессиональных стандартов в системе дошкольного образования
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:29:11)
Лицензионный контроль в дошкольном образовании: как пройти его успешно
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:26:38)
Практика соблюдения дошкольными образовательными организациями обязательных требований законодательств
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:23:56)
Практическое внедрение профессиональной стандартизации в организациях СПО
Владимир Жильцов

Просмотр ( 2:54:42)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'