Ассоциация руководителей образовательных организаций


techno.bigmir.net

Олигарх вместо учителя, морковь вместо чипсов

Топ-5 неоднозначных законопроектов: в школе научат как не стать «жирным» и что такое трезвость, олигарх расскажет, что не нужно брать взятки, ну а на фоне этого ребёнок сможет сделать безопасное селфи.
14 декабря 2015

Благодаря законопроектам, предлагающим проводить те или иные уроки, мы можем понять, чем живёт в данный момент общество, какие у него потребности и какие воспитываются ценности. Когда-то как сословие существовало дворянство. Чтобы быть дворянином, нужно было иметь соответствующее воспитание, придерживаться определённых правил поведения. В то время развивалось классическое воспитание, основанное на знании языков и наук. Когда в жизни государства большую нишу занимала церковь, в школах преподавался Закон Божий. В этом ключе фразу «Мы — то, что мы едим», можно перефразировать: «Мы — то, что нам хотят преподавать».

 

Уроки трезвости

котовчанин.рфВ феврале 2015 года новости сообщили, что общественные деятели «выступили с предложением включить в школьную программу пятнадцатиминутный мультимедийный ролик "Урок Трезвости", в наглядной и доступной форме рассказывающий о вредных последствиях употребления алкоголя» [Все дела]. Эту инициативу поддержал и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов. Также он выступил за то, что «Урок Трезвости» может быть включён в программу ОБЖ.

Проведение «уроков трезвости» в разных формах (видеоурок, аудиоурок, урок-игра, урок-презентация и др.) воспринялось директорами учебных заведений, педагогами, родителями и даже детьми на «ура». Учителя стали составлять планы уроков, а психологи заполнять их содержание необходимым материалом, который мог бы спасти нынешних подростков и молодёжь от моды на саморазрушение. Но, несмотря на благую цель законопроекта, он повлёк за собой большое количество скептических отзывов.

 Во-первых, родители стали активно писать, что подобный урок может послужить рекламой спиртного, стать лишней точкой внимания к алкоголю, то есть сыграть злую шутку и привести к абсолютно обратному эффекту. Во-вторых, взрослые люди ответственность за детский алкоголизм полностью перенесли на родителей детей. И это замечание вполне уместно — ребятишки учатся именно у родителей отмечать праздники со спиртным, не говоря уже о тех детях, которые растут в неблагополучных семьях (а таких немало). Что им можно будет рассказать о трезвости? В-третьих, у оставивших комментарии вызвала претензии формулировка названия урока: якобы если эти уроки «трезвые», то какие остальные?

Так или иначе, предложение, в большей степени, вызвало всё же одобрение и активно реализуется во многих школах.

 

Уроки борьбы со взяточничеством

ne-shkola.ruЭтот законопроект, предложенный экспертным советом при Правительстве РФ для борьбы со взяточничеством, вызвал массу нареканий, а скорее даже улыбок, со стороны общества. Новости сообщали: «По словам министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, детям нужно рассказывать о вреде коррупции со школьных лет, не дожидаясь, пока они вырастут, начнут злоупотреблять служебным положением, давать и брать взятки. Культуру неприятия таких действий важно прививать россиянам вовремя» [Информационный портал Нижнего Новгорода]. А люди уже пустили в ход шутку: «255 лет назад — 27 августа 1760 года — российская императрица Елизавета I издала указ, запрещающий чиновникам брать взятки. Никто не в курсе, когда закон вступит в силу?». О взяточничестве в России слагали и слагают песни, без него многим не представляется история страны и государственный аппарат, практически у каждого русского классика есть произведение, обличающее коррупцию или «нечистого на руку» чиновника.

 Способ, которым общественные деятели решили искоренять бич нашего государства, безусловно, интересен. Начинать с детства воспитывать добросовестное отношение к работе — идея неплохая. Однако а) законопроект почему-то только рассмешил пользователей сети, которые не преминули прокомментировать его, и б) ещё в школе детям рассказывают, что такое «хорошо» и что такое «плохо» — почему же некоторые из них, когда вырастают, напрочь забывают, что такое «плохо» и всячески реализуют его в жизни. Возможно, ответ циничен: есть вещи, которые невозможно изменить.

 

Уроки безопасного селфи

news.e-generator.ruИ это не шутка. Общественная организация «За безопасность» официально попросила разрешения на проведение факультативов по безопасному селфи у Минобрнауки РФ. В рамках факультатива предполагаются выступления психологов, полицейских и профессиональных фотографов, а также обсуждение безопасных методов и различных «фишечек» селфи.

Такой ажиотаж вокруг темы вызван чередой происшествий с несовершеннолетними, да и старшими по возрасту людьми, в момент попытки сделать оригинальное селфи: в Рязанской области школьник погиб на железнодорожном мосту, в Чечне подростка придавила бетонная плита, в Москве девушка случайно выстрелила себе в голову. Но, несмотря на ужасающие факты, в Минобрнауки РФ всё же возразили общественникам. По мнению министерства, школьников надо учить в целом осторожности, а для этих целей недавно был обновлён весь курс ОБЖ. Теперь на уроках ученикам будут рассказывать о соблюдении норм безопасности при использовании бытовых приборов и средств коммуникации, а также о причинах и последствиях опасных ситуаций и факторах риска.

Пользователи сети, оставившие свои комментарии касательно неординарного законопроекта, в свою очередь, задались вопросом: «Что следующее?». Может быть, это будут уроки ведения «Instagram», или правильного выставления «лайков», или красивого сжатия губ «уточкой», или использования так называемой селфи-палки? Селфи уже сегодня считают если не формой психического расстройства, то заболеванием. Поэтому не лучше ли бороться с самой причиной, а не с её трагическими последствиями?

 

Уроки борьбы с ожирением

media-polesye.byПроведение уроков, культивирующих здоровое питание, которые включали бы в себя уроки по борьбе с ожирением, стало необходимым ввиду неутешительной статистики: по данным 2013 года Россия вошла в топ-20 самых «толстых» стран мира. Кроме того, число детей, страдающих излишним весом, стабильно растёт с каждым годом. Ожирение наряду с курением, алкоголизмом, наркоманией и интернет-атаками общественные деятели приравнивают к «опасностям XXI века».

Только вот в чём проблема: культура питания зарождается не в школе, а всё-таки дома. И если родители приучили ребёнка перекусывать гамбургером и сникерсом и запивать этот «удар по желудку» кока-колой, то вряд ли школа сможет приучить его следить за пользой питания. Немудрено, что гамбургер по вкусу детям приятнее, нежели шпинат, а картофель фри не идёт в сравнение с пюре. В таком случае, эти уроки имеет смысл проводить не только у детей, но и, особенно, у их родителей, и искоренять причину последствия. Ведь если в школе малыш прослушает курс о пользе морковки вряд ли дома он откажется в её пользу от чипсов, любезно купленных мамой за «пятёрку».

Также большая проблема для реализации программы — финансирование. Ведь для её внедрения требуется очень много денег и столько же сил. Перевести детей на «правильное питание» в школе — значит полностью изолировать их от излюбленных пицц, свежих пирожков, сладких булочек и другой выпечки, продажа которой приносит некоторый доход учебному заведению, а взамен снабдить школьные столовые изобилием овощей и фруктов, которые, как известно, содержат огромное число витаминов и микроэлементов, влияющих на здоровье детей. А стоят они нынче, как известно, недёшево.


Уроки олигархов

www.qwas.ruПредложение Дмитрия Медведева, прозвучавшее в конце лета 2011 года, ввести в школах уроки под названием «История жизненного успеха» вызвало большой резонанс. А всё потому, что проводить эти уроки он предложил олигархам, чьё состояние составляет 1 млрд долларов или даже превышает эту сумму. Дмитрий Анатольевич обозначил, что успех может выражаться и не в богатстве, но история именно такого благополучия, «как минимум, интересна».

Не будем подробно комментировать это предложение, а просто проанализируем отзывы пользователей сети (авторская грамматика сохранена), которые решили не оставаться в стороне и обсудили инициативу. Итоги анализа приводим ниже.

  • Большинство пользователей задались вопросом: «Чему могут научить олигархи? Как воровать? Как сделать так, чтобы не посадили?», объясняя его тем, что «ни один олигарх не заработал свои миллиарды честным путём». Многие из них выдвинули идею перенести подобные уроки в прокуратуру.
  • Некоторые из пользователей удивились беспринципности предложения, отсутствию в нём духа коллективизма: «Стать "успешным" для того, чтобы купить яхту и куршавелить! Всё. Ну не для того же, чтобы приносить пользу людям» или «А кто же работать тогда будет?».
  • Были и те, кому предложение пришлось по душе: «Пусть дети лучше смотрят на успешных людей и берут с них пример, чем на пьяного физрука и трудовика-зека». Однако и здесь нашлись ответчики: «А у пьяного физрука, может быть, больше совести, чем у всех олигархов вместе взятых! А пьёт он — от безысходности. Так пусть уж дети с него пример берут, чем со всяких там...».
  • Наконец, небольшая часть пользователей оставила комментарий вроде «Куда катится Россия. Это же конец». 

На этой исчерпывающей ноте и завершим.

Юлия Левашёва



Copyright 2014-2015