Ассоциация руководителей образовательных организаций


О.Н. Елизарова на Конгрессе руководителей образовательных учреждений России и стран ЕАЭС

О.Н. Елизарова: Наша педагогическая задача — освоить классику!

О технологии укрупнения дидактических единиц и собственной формуле успеха информационному порталу «Управление образованием» рассказала директор НОУ СОШ «Академическая гимназия», победитель ПНПО «Лучший учитель РФ», обладатель Премии Президента РФ и Премии академика РАО Эрдниева П.М. Елизарова Ольга Николаевна.
01 февраля 2016

Недавно я была на семинаре американского учёного Дугласа Домана, сына известного в мире врача Гленна Домана, разработавшего технологию обучения детей раннего возраста и систему методов восстановления детей, имеющих физические ограниченные возможности. На основе анализа и обобщения достижений физиологии, нейрофизиологии, опыта работы специалистов Гленну Доману удалось определить оптимальный комплекс методов, системное и последовательное применение которых даёт поразительные результаты в интеллектуальном и физическом развитии единовременно, в их взаимной стимуляции. 

Интересно, что создание технологии обучения и восстановления по Гленну Доману, основанной на активном применении законов физиологии человека, в чём-то схоже с процессом формирования нашей отечественной технологии, к которой я привержена уже много лет — это технология укрупнения дидактических единиц академика РАО Пюрвя Мучкаевича Эрдниева

Авторы двух технологий — американский и российский исследователи — родились в одну эпоху. Результаты параллельно, независимо друг от друга  продвигающихся исследований были получены 50 лет назад благодаря методологии, в основе которой заложены достижения физиологов того времени. В России — это прежде всего открытия Нобелевского лауреата Павлова и его ученика — физиолога Анохина. В Америке — результаты исследований американских учёных в области нейрофизиологии и психоневрологии. То есть образовательные технологии и методы родились из конкретных практических и теоретических исследований деятельности мозга, нервной системы человека, благодаря анализу видов и способов мышления, глубокому изучению закономерностей процессов мышления и стилей мышления. На этой базе в прошлом веке родились эффективные комплексы приёмов и средств обучения, использование которых позволяет при организации интенсивного процесса обучения не только сберегать здоровье детей, но и на основе стимуляции сенсорного, образного, эмоционального развития восстанавливать его. Обучаемые испытывают радость познания. А в основе этого эффекта —  педагогическое воздействие и взаимодействие с учётом закономерностей мышления детей.

Технологии, созданные полвека назад, дают и в наше время гарантированный результат. Однако мы, педагоги, должны учитывать особенности развития нового поколения детей, которые легко оперируют массивами электронной информации, которых привлекает электронная техника, алгоритмы действий, самостоятельный, порой индивидуальный, путь достижения образовательной цели. Для организации современного процесса обучения педагог обеспечивает современного ребёнка знанием способов познания и способов организации деятельности, учит приёмам научного исследования. В этом многосложном процессе ученик должен постичь и особенности своего стиля мышления, знать, как функционируют и развиваются познавательные процессы, и осознанно подходить к освоению новой информации, новых способов действия, встраиванию нового в имеющийся опыт интеллектуальной деятельности. В нашем случае это обучение не столько предмету школьного цикла (математике, физике и т.д.), сколько технологии его освоения. На новые вызовы школе педагог может ответить отбором и применением природосообразных технологий и методов.

Технологией «здорового мышления» признана технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), за создание которой автор получил Премию Президента РФ. Технология позволяет увеличить интенсивность при уменьшении затрат учебного времени до 30%, при этом энергозатраты ребёнка не увеличиваются и за счёт успешности появляется стимул к новому познанию и действию. Метод проектов — метод, позволяющий реализовывать на практике исследование; в зависимости от особенностей ребёнка позволяющий определить длительность, уровень самостоятельности, индивидуальный или групповой способ выполнения, активное использование новых средств обучения — средств ИКТ.

Зачастую совместимость технологий пятидесятилетней давности и технологий нового века с первого взгляда вызывает сомнение. Однако обратившись к методологии технологий прошлого века, мы убеждаемся, что в основе исследования учёных лежат основополагающие законы философии, закономерности функциональных систем человеческого организма, теория информации. Таким образом, убеждаемся, что международный ориентир на интегрированный подход к выбору технологий — это то, что даёт педагогу неограниченные возможности личного профессионального творчества по реализации на практике целей современного образования.Эффективность образовательной технологии не зависит от даты создания. Эффективность зависит от нашего стиля мышления, способа учения, достижений нового времени.

Технология УДЕ, имеющая серьёзное научное обоснование, получила и в наступившем веке международное применение. Приёмы технологии УДЕ мы встречаем в электронных учебниках по всем предметам и в России, и в учебниках зарубежных стран. Но суть технологии — в её целостном внедрении с соблюдением всего комплекса принципов и приёмов, в их одновременном системном планомерном применении. Выхватывая из технологии отдельные приёмы, порции информации, которые «нам нравятся» и не замечая стройной последовательности действий, описанной автором технологии, мы в итоге берём на себя роль исследователя и экспериментатора, верящего, что всё будет хорошо. Наша педагогическая задача — освоить классику. Технологии, дающие гарантированный результат, требуют от учителя глубоких знаний, понимания процессов обучения вообще и особенностей обучения современных детей. Важно, какой багаж своей индивидуальной практики преподавания наработал учитель и как он может свой опыт использовать, выбрав технологию обучения. Важны желания и предпочтения учеников, школы, какие цели перед нами ставит государство. Таким образом, педагог всегда находится в состоянии инновационной деятельности и решает вопрос применения комплекса приёмов обучения к детям нового поколения, т.е. реализует интегрированный, комплексный подход.

Мы применяем технологию, проверенную годами, но применяем каждый раз в условиях наступившего нового времени и новых возможностей. Поэтому в практике моего преподавания родилась формула Технология УДЕ+: Метод проектов в рамках классно-урочной системы + компьютерные средства обучения и электронные ресурсы. Это формула моего успеха как педагога и формула успеха моих учеников.

Формула успеха


О.Н. Елизарова


Полезные книги


Copyright 2014-2015