Ассоциация руководителей образовательных организаций


Основные принципы разработки системы развития образовательной программы.

Для правильной организации рабочего процесса в рамках развития образовательной программы, необходимо руководствоваться 11 критериями.
24 августа 2017

При рассмотрении определения «образование», как сегодняшнего, так и устаревшего, можно сделать вывод, что сегодняшнее образование нацелено на развитие творческих способностей, физических и умственных. Оно, в отличии от советского, ставит упор на семью, на поиск новых идей, новаций. Ученик сам вправе решать, как найти тот или иной результат, какими путями прийти к определённым целям. В устаревшей же системе, образование нацелено на приобретение навыков, которые в дальнейшем помогут каждому человеку в его жизненном институте. Ученик там не является новатором, напротив, он приобретает лишь данные ему знания. Нельзя говорить, что устаревшая система хуже или лучше. Ведь все новое - это далеко забытое старое. 

Если говорить обобщёнными определениями, то раньше система образования была константой, а сейчас является развитием определённых ценностей.

Сравним два определения наглядно: 

Устаревшее определение: образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся достижением гражданином, установленных государством образовательных уровней.

Современное определение: образование - единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

И то и другое определение имеет свою значимость и конкретизированность, второе более нацелено на результат. 

Программа развития – это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы, являющаяся основным инструментом управления инновационной деятельности общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса его развития. Это системный целенаправленный определенный стратегический инструмент управления и оценки. Она необходима для заказчика, который получает образовательные услуги. В данном случае заказчиками выступает социум - ученики, при этом заказчиками могут быть и сами родители. Увеличиваются требования к образованию, т.к. время не стоит на месте. 

Для правильной организации рабочего процесса в рамках развития образовательной программы, необходимо руководствоваться следующими критериями, представленными ниже. 

Прежде, чем перейти к основным средствам правильной организации программы образовательной деятельности, необходимо ответить на вопросы: Зачем? Для чего? 

Если говорить о показателях качества образования: уровень профессионализма учителей, состояние материальной базы, мотивация учителей, качество учебных программ, качество знаний учащихся, инновационная деятельность, востребованность выпускников, конкурентоспособность. 

Важно решить: что лучше - ретро перспектива, перспектива, современность. И то и другое и третье способствует логическому созданию образовательной программы.

Основные принципы разработки системы развития образовательной программы:

1) Программу нельзя скорректировать, основываясь только на требованиях свыше, поскольку хорошая программа - это та, в которую вложен определённый результат. 

2) У любой программы образования нет критериев и требований к развитию, установленных какими-то определёнными рамками. Можно руководствоваться только методическими рекомендациями и самостоятельно создавать структуру для своей организации индивидуально.

3) Важна внешняя и внутренняя оценка развития программы образования: анализ выявленных процессов; решения, которые помогут при дальнейшем действии. 

4) Для правильной организации разработки образовательной программы необходимо руководствоваться заранее выработанным планом. При этом вы можете в редких случаях и импровизировать, внедрять новые идеи.

5) Главным показателем качества образования и критерием развития его программы является чётко слаженная и скоординированная работа людей. 

6) Четкое определение стратегии, инструментов, целей.

7) Использование техники SMART при планировании- определённая система, направленная на дальнейшую стратегию.

Цель и стратегия должна быть: 

Specific — конкретная;

Measurable — измеримая;

Achievable — достижимая;

Relevant – релевантная, соотносимая с другими задачами

Time bound— ограниченная по времени

9) Система развития должна иметь системные инструменты управления и оценки. Известно, что инструменты управления подразделяются на общие (законы, подзаконные акты и др.) и локальные (указы, постановления). При правильной выработке инструмента управления мы приходим к анализу и коррекции результатов, понимаем где находимся в данный момент и что необходимо изменить. 

10) Знание своих целей, области задач и миссию для дальнейшего создания комфортной среды, и самореализации своих идей и дальнейших действий.

11) Правильно сформулированная миссия. Каждый понимает образ результата, почему хочет этого достичь, что это даст и самое главное как этого достичь.

Для реализации всех этих пунктов можно организовать: педагогический совет, интерактивное совещание, мозговой штурм. Цель этих мероприятий – мобилизация всех ресурсов сотрудников.

 

 

Новости по теме


Copyright 2014-2015