Ассоциация руководителей образовательных организаций


kinopoisk.tv

СПОРтивНЫЕ ПРОЕКТЫ

Топ-5 любопытных законопроектов о модернизации уроков физкультуры: армейская подготовка, велоэкскурсии по Москве, сбор урожая, японское единоборство и чопорный гольф.
06 ноября 2015

Каждый месяц, если не каждую неделю, российское правительство не покладая рук трудится над созданием новых законопроектов, пытаясь реформировать, модернизировать, трансформировать, а попросту улучшать, современную систему образования. Такое стремление похвально, однако некоторые из предложений приводят в изумление уровнем нетривиальности и на фоне общего состояния системы выглядят в некотором роде мелочными, а порой даже нелепыми. Приведём неполный перечень любопытных законопроектов, связанных с преобразованиями в сфере физического воспитания школьников, которые были вынесены на рассмотрение в течение года. 

 

1. Уроки подготовки к армии

 Предложение ввести уроки подготовки к армии для детей с 15 лет, так называемые «военно-прикладные виды спорта», поступило от Минобороны РФ. Основной мотив — ухудшение физической формы призывников (к слову, Военный комиссариат опровергает этот факт, говоря, что не готовы к службе лишь 15% юношей — от военной комиссии не спрячешься). К «военно-прикладным видам спорта» министерство отнесло ножевой бой, стрельбу, военно-спортивное многоборье, карате. Депутаты незамедлительно отозвались со встречным предложением преподавать в рамках этой дисциплины военную историю страны, устройство военной техники и т.п. и ставить акцент на воспитание у школьников чувства патриотизма. 

 Поначалу всё в этом законопроекте кажется гладким. Но это только поначалу. Во-первых, примечательна набирающая обороты тенденция обращения политиков к опыту прошлого, в частности опыту Советского Союза. Тогда существовала и активно функционировала НВП (начальная военная подготовка). Печально глядеть на разваленную с тех пор систему образования, но вместе с тем не перестаёшь надеяться на её обновление, когда видишь, как в нынешнее время она пытается возродиться, словно феникс, из собственного пепла.

 Ну а во-вторых, возникает закономерный вопрос: если физическая подготовка детей недостаточна и требует введения новых дисциплин, какова тогда функция традиционных уроков физкультуры? В огромном количестве школ нет качественно оборудованных спортзалов, душевых кабин, увлекательных программ. Спорт ассоциируется у ребёнка с жёсткими нормативами и прозвищем «слабак», если он их не сдал. Таким образом, физкультура не даёт ни любви и интереса к спорту, ни достаточной физической нагрузки — одним словом, ничего. Может быть, имеет смысл для начала преобразовать то, что есть, прежде чем вводить новое?

 

2. Уроки езды на велосипеде

 Точнее сказать, уроки безопасной езды на велосипеде. Этот интересный законопроект предлагается развивать по трём направлениям: в рамках ОБЖ как изучение правил дорожного движения, в частности правил езды на велосипеде, на уроках физкультуры в качестве применения правил на практике, то есть непосредственно занятий на специально отведённых велоплощадках, и, наконец, в рамках москвоведения — проводить уроки в форме велоэкскурсий по Москве. Вот такое благое намерение. Заминка лишь в том, что уроки подразумевают наличие собственного двухколёсного друга. Но вот вопрос: что делать тем, у кого нет велосипеда? «Это я почему раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было». Ответ разработчики нашли быстро. Он прост: брать напрокат. Проблема в том, что система скидок школьникам пока только разрабатывается, а очередная трата денег вряд ли придётся по вкусу родителям учеников.

 

3. Уроки земледелия

 Предложение ввести отдельную дисциплину «земледелие» или занятия земледелием на уроках труда напрямую связано с актуальным вопросом импортозамещения. В сфере сельского хозяйства не хватает кадров, поэтому необходимо начать приучать детей к труду на огороде и в саду, не теряя времени, с 5-го класса. Положительных аспектов у предложения достаточно:

 

 

- детям не лишним будет чаще бывать на свежем воздухе, отвлекаясь от воздуха компьютерного;

- дополнительная физическая подготовка (исходя из данных, изложенных выше, она не помешает);

- ребёнок почувствует, что такое истинный дух коллективизма, узнает, как растёт свёкла, кабачок и огурцы и какая связь между лопатой и картофелем фри;

- ученику будет привита любовь к труду;

- школьник освоит такие профессии, как агроном, садовод, фермер, ландшафтный дизайнер, и в будущем, возможно, выберет одну из них. 

В сущности, последнее и нужно правительству. В 2015 году в рамках программы по импортозамещению возникла задача увеличить объёмы производства с/х продукции. Однако на практике это оказалось невозможным: собственных сил не хватает, а на привлечение мигрантов установлен лимит — не более 50% душ. Вот и палка о двух концах. Нужно искать новый источник недорогой рабочей силы. Крепостное право отменили в 1861 году, нынешняя молодёжь сажала морковь только в игре «Весёлая ферма». Остаются дети. Дети — цветы жизни, так пусть попробуют вырастить себе подобных.

 

4. Уроки дзюдо

В качестве факультатива ли, секции или в рамках урока физической культуры, но, как кричит девиз проекта, «Дзюдо — в школу!». Об этом предложении говорить много не имеет смысла, так как вдохновение, чувствуется, черпалось из слишком известного источника, чтобы его называть. 

Отметим лишь, что дзюдо — это вид японского боевого искусства. Для занятий дзюдо потребуется:

 

- специально созданный зал, оборудованный по правилам в японском стиле;

- необходимое оснащение (например, обязательный татами);

- квалифицированный специалист.

Общая затрата составит примерно 1 млн рублей (всего-то!). Ввиду этого пожилая учительница физкультуры школы N должна будет пройти обязательную подготовку и, одетая в дзюдоги белого цвета и босиком, выполнять на татами бросок через плечо.

 

5. Уроки игры в гольф

В конце 2014 года Минобрнауки РФ одобрило и рекомендовало программу по совершенствованию физического воспитания, основанную на введении в школах обязательных занятий гольфом. Расписание учеников подразумевает два занятия физкультурой в неделю. Гольф, согласно программе, должен полноправно занять третье, приобщив школьников к элитарной и благородной игре, развивающей как физические, так и умственные способности. Всё бы ничего, если опустить тот факт, что гольф — шотландская игра, исторически не имеющая к России никакого отношения и поэтому чуждая.

Безусловно, уже на уровне размышления о реализации идеи встал ряд проблем. Первая из них — поле для гольфа, так называемый грин. Грин — это площадка с идеальной травой, которая обеспечивает безупречное скольжение мяча. Идеальная трава, да и трава вообще, при шести месяцах зимы из девяти учебных невозможна. Эту проблему постановили решить с помощью современного оборудования, установленного в спортивных залах.

Встала вторая проблема. Цена вопроса. Первое в России поле для гольфа появилось в 1994 году в подмосковном Нахабине и долгое время оставалось единственным в силу требующихся значительных затрат. В настоящее время количество площадок для гольфа, конечно, возросло, однако занятия этим спортом «не для всех» очень дорогие и недоступны большей части населения. Сложно представить, что поля для гольфа посыпятся на школы как из рога изобилия, если учесть последние известия о сокращении бюджета на финансирование образования.

Благая цель, так как гольф появился в программе Олимпийских игр 2016 г. Возможно, министерство возлагает надежды на талантливого Иванова, неторопливо выполняющего патт (предварительно подравшись клюшками за это право с другими учениками класса) и желает вырастить будущих олимпийских чемпионов по гольфу. Главное, чтобы это не было пустым подражанием Англии и в целом Западу.

 

Если реализовать все перечисленные законопроекты, то молодой человек предстанет в отличной физической форме: и ножи метает, и стреляет, и отвечает хулиганам в технике дзюдо и карате, и на велосипеде разъезжает, и на английском вечере играет в гольф в выглаженных белых брюках, а после землю возделывает в русской глубинке. Однако не забудет ли бедный супергерой русский язык и математику, найдёт ли время на простые детские забавы вроде уличного футбола и сколько финансов вложат родители в его образование? Риторический вопрос.

К вышесказанному хочется добавить, что во время поиска необычных законопроектов в сфере физического воспитания были найдены не менее удивительные законопроекты в других сферах, которыми также хотелось бы поделиться. Поэтому продолжение следует…

Юлия Левашева


Copyright 2014-2015