Ассоциация руководителей образовательных организаций


svitmam.ua

Всё по-взрослому

Топ-5 актуальных законопроектов: без чего сегодняшний школьник не готов к взрослой жизни.
12 ноября 2015

Перед 1-м сентября 2015-го года компанией Superjob был проведён опрос на тему умений и навыков, получаемых в средних учебных заведениях. Результаты опубликовала газета «Известия». Оказалось, что более половины респондентов считает, что школа не даёт «полезных навыков» и состав учебных дисциплин требует модернизации. Разработчики законопроектов и правительственные лица учитывают мнения и пожелания общества и активно разрабатывают новые и новые предложения по проведению нестандартных уроков. Среди них есть действительно важные, злободневные проекты.

 

Уроки по кибербезопасности

Словосочетание «информационная угроза» звучит не так устрашающе, как «химическое оружие» или «ядерный взрыв». Однако это современная проблема, причём отнюдь не такая уж безобидная, как кажется на первый взгляд. Как вести себя, если настигла опасность — главный вопрос уроков по основам безопасности и жизнедеятельности в школе. Но в программе ОБЖ не предусмотрено алгоритма предполагаемого поведения в условиях нависшей информационной угрозы. Поэтому было предложено ввести уроки кибербезопасности, то есть основ информационной безопасности. Это может быть как отдельный курс в рамках уроков ОБЖ, так и новая одноимённая дисциплина. Причём планируется, что в недалёком будущем уроки кибербезопасности будут вести не переученные преподаватели ОБЖ, а выпускники специальной профильной кафедры педагогического института.

 По опросу Superjob, 7% респондентов считают, что школьникам нужно углублять знания по ОБЖ и выживанию в нестандартных ситуациях. Этому в том числе способствуют уроки кибербезопасности.

 От чего же собираются оберегать детей, вводя вышеназванную дисциплину? Во-первых, от банальных вирусов на компьютере, которые неумелые детишки подбирают на просторах интернета, точно насморк на улице. Во-вторых, от интернет-травли. Случается, что ребёнок становится посмешищем из-за неосторожного нарушения правил конфиденциальности, что может привести к проблемам с психикой и социальному отчуждению. Наконец, в-третьих, от киберпреступности. Количество интернет-мошенников в нынешнее время зашкаливает и на их удочку попадаются и взрослые. Что тогда ожидать от ребёнка, который выкладывает фото своей квартиры, обставленной дорогой техникой, вслед за ним фото из аэропорта с радостной подписью: «Летим с родителями на две недели в Турцию», а в контактной информации он успел указать адрес, телефон, тем самым фактически оставив ворам «ключ от квартиры, где деньги лежат». Или от ребёнка, который наивно считает, что если он введёт номер мобильного телефона папы (так как своего пока не имеет), то выиграет Iphone 6S? Правильно, ожидать здесь нечего, и даже нет времени, так как необходимо научить его правилам безопасного пользования компьютером.

 А вообще в рамках новой дисциплины хорошо бы защитить детей и от мусора, разлагающегося в сети: от пропаганды мнимых ценностей, от беспощадно пожирающей время интернет-зависимости, от сомнительных и непристойных материалов, собранных либо преступниками, либо дураками, и от много другого, что портит ребёнка, не успевшего насладиться чистой и светлой порой детства.

 

Уроки по пониманию инвалидности

Главным инициатором законопроекта по введению уроков понимания инвалидности выступила известная певица, председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства, Диана Гурцкая. Под толерантностью разработчики подразумевают отношение к людям с инвалидностью без страха, без стереотипов, без предубеждений, без снисходительности и (!) без жалости. Но в то же время на уроках по пониманию инвалидности должны быть обсуждены правила этикета общения с особенными людьми. Это могут быть добрые уроки, воспитывающие детей, уважающих и любящих своего ближнего.

 За введение уроков доброты, толерантности, гуманизма выступили 4% опрошенных Superjob. Такое предложение поступало и от общественных деятелей. Однако интересно, что эта, казалось бы поощряемая, инициатива вызывает массу негативных откликов среди граждан России. Аргументируют они своё мнение тем, что в нынешнее время понятие «толерантности» подменено и сегодня под ним скрывается не уважение к человеку и его отличиям от других, а терпимость к греху и пороку, растлевающим детей. Исходя из их комментариев, становится ясно, что уроки толерантности будут положительно восприняты только в том случае, если это будут действительно уроки доброты и милосердия, уважения к инаковерующим, больным и инвалидам.

 

Уроки финансовой грамотности

В России отсутствие грамотности в сфере финансов — огромная язва на теле общества. Доказательство тому — драмы, связанные с непрочными финансовыми пирамидами, название одной из которых известно чуть ли не младенцам, выплатой кредитов, займами у недобросовестных лиц в погоне за выгодным процентом и другими недальновидными действиями. А так как азы нужно прививать человеку с детства, было решено ввести уроки финансовой грамотности в школьную программу с 9-го класса. Ведь не исключено, что по их результатам дети проведут ликбез и среди родителей, а через несколько лет из них вырастет поколение финансовых экспертов.

 Задачки про деньги на уроках математики и зачастую некомпетентные (или вовсе отсутствующие) уроки экономики не дают полного представления о работе финансового рынка и тем более о том, как управлять деньгами не в теории, а на практике. Введение уроков финансовой грамотности, по замыслу Минфина, Банка России и Ассоциации российских банков, должно решить эту проблему. Интересно, что участниками конкурсов по подготовке учебно-методического материала к урокам могли стать учителя истории, математики, обществознания, информатики и, неожиданно, русской литературы.

 К слову, за введение в школьную программу названных выше уроков проголосовало 6% опрошенных Superjob.

 

Уроки здорового образа жизни

Когда вокруг столько всего вредного, запретного, а тем самым притягивающего детей, законопроект, предлагающий ввести уроки, которые диктовали бы правила здорового образа жизни, выглядит своевременным и перспективным. Дети курят за гаражами, пьют алкогольные напитки перед дискотеками, связываются с наркоманами — это всё давно стало избитой истиной. Повезло, если мода на приобретение вредных привычек прошла мимо ребёнка. Как раз в этих целях в школе часто проводят классные часы и внеурочные занятия. Но общественные деятели посчитали, что этого недостаточно, и вынесли на рассмотрение законопроект, утверждающий актуальность проведения уроков по здоровому образу жизни (ЗОЖ). По их мнению, эти уроки гармонично вписались бы в программу ОБЖ, ведь защита собственного здоровья напрямую связана с обеспечением безопасности человека.

Дополнением к этому законопроекту служит предложение ввести уже в рамках уроков по ЗОЖ уроки по здоровому питанию детей, предотвращающие две беды: ожирение и недоедание, ведь и то, и другое невероятно распространено среди школьников. С каждым годом растёт число детей, страдающих ожирением. По данным газеты «Известия» Россия вошла в 2013 г. в топ-20 самых «толстых» стран мира. Виной тому в большей степени самые «вкусные» продукты, столь любимые как детьми, так и взрослыми. Безусловно, речь идёт о газированной воде, чипсах, фаст-фуде и прочей «глутаматнатриясодержащей» еде.

Вторая беда — намеренное недоедание. В основном, наблюдается среди девочек, мечтающих сидеть на диете и в 13 лет иметь параметры 90-60-90. Это не миф. Вновь статистика, приведённая в газете «Известия», говорит о том, что сайты, посвящённые похудению, посещают 22% девочек 12-15 лет и 20% — 14-18. Навязанные обществом идеалы красоты, непутёвый выбор диеты, вредят здоровью детей, не насыщая их организмы необходимым количеством витаминов, а также могут привести к анарексии.

Чтобы хоть как-то проинформировать школьников о вреде вышеперечисленного (ведь известно, как школьники относятся к рекомендациям взрослых), имеет смысл серьёзно отнестись к законопроекту и разработать такие формы уроков по ЗОЖ, которые в доступной и увлекательной форме объяснят «крохам», «что такое хорошо, а что такое плохо».

 

Уроки противодействия вербовке

Это, пожалуй, один из самых серьёзных проектов, не вызывающий никаких нареканий. Речь идёт о лекциях (уроках) по противодействию вербовке в террористические организации. Степень угрозы здесь уже не регионального, а мирового уровня. Террористы привлекают молодых людей и детей в свои организации, очень метко воздействуя на их сознание, о чём в последнее время всё чаще сообщают СМИ.

Поначалу вводить законопроект не считали целесообразным, объясняя это тем, что проблема терроризма уже затрагивается на уроках религиоведения и светской этики в школах в программе 5-6 классов. Однако с ростом популярности этой темы в СМИ было решено уделить большее внимание тревожному вопросу вербовки в террористические организации и выделить значительное количество часов для лекций по сопротивлению ей.

Администрация Президента РФ в лице её руководителя Сергея Иванова заявила по ТВ, что готовит «спецпрограмму по противодействию вербовке, чтобы, — как выразился руководитель аппарата, — изменников родины не было или было меньше».

 

Подобные законопроекты, если, конечно, будут грамотно внедрены в систему среднего образования, подготовят ребёнка к взрослой жизни, в которую он выйдет человеком со знаниями об устройстве мира, предупреждённым, а значит вооружённым.

Юлия Левашёва



Copyright 2014-2015