Главная НовостиНовостиПолный обзор всех изменений в российском образовании


Полный обзор всех изменений в российском образовании

Об внесенных изменениях рассказывает Ладнушкина Нина Михайловна, доцент кафедры международного права и и правчеловека юридического института

13.02.18

Начало нового года всегда ознаменовано вступлением в силу каких-либо изменений в законодательстве. И в сфере образования тоже нет исключений. Наступивший, 2018 год пока не принес каких-то серьезных изменений в нормативно-правовых актах, которые регулируют деятельность в сфере образования, но в течении года многие проекты будут приняты и включены в действие.

2017 год был более плодотворным в этом плане: изменения были внесены более чем в двадцати нормативно-правовых актах.

Все их перечислять не стоит, а рассмотреть самые значимые изменения, непосредственно оказывающие влияние на деятельность образовательной организации, те, которые важно знать руководителям этих учреждений для того, чтобы внести коррективы в их деятельность, если они не были внесены по каким-то причинам и сверить, все ли соотнесено.

Закон об Образовании Российской Федерации - базовый документ, в который в 2017 году вносилось несколько изменений. 

Федеральный Закон №392, который внес изменения не только в Закон об Образовании, но в ряд других федеральных законов, именно, по вопросу совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социально обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В силу они вступят 06 марта 2018 года, т.е по истечению 90 дней после издания данного нормативно-правового акта. Сам закон состоит из нескольких статей. Что касается Закона об Образовании - это 7-я статья в данном законе и, соответственно, раз мы говорим о независимой оценке качества, то изменения вносятся в статью 95. 

Теперь речь будет идти в 95 статье, 95.2 статье, прежде всего о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности. Меняется редакция, где речь идет о том, что одной из составных частей независимой оценки качества образования является независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности. Уточняется, прежде всего, понятия. В первой части статьи 95.2 уже новая редакция определения того, что “независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями осуществляющими образовательную деятельность проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации”. 

 Общественная палата Российской Федерации определяет не позднее, чем в месячный срок со дня получения обращения от организации для проведения независимой оценки и формирует из числа представителей общероссийских общественных организаций, как раз созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, родителей, законных представителей несовершеннолетних обучающихся , всевозможных общероссийских общественных объединений инвалидов, общественный совет по проведению независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности. 

Дополняется еще позиция о том, что общественные палаты субъектов  Российской Федерации по обращению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, не позднее, чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формируют из числа представителей общественных организаций , созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и их родителей , представителей несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов, общественные советы по проведению независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями в субъектах Российской Федерации, а также муниципальными образовательными организациями, за исключением тех, организаций в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами созданными уже при органах местного самоуправления. 

Эти изменения направлены на то, чтобы образовательная деятельность оценивалась независимыми структурами и организациями на правовой основе. 

Много изменений вносится и в другие части той же статьи 95.2, именно, с уточнением позиций, с уточнением самого понятия качества условий, возможностью проведения теми или иными организациями порядка проведения этой независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

В части 11 статьи 95.2 тоже меняется редакция: состав информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, включая единые требования к такой информации и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных образовательных учреждениях в сети интернет определяется Уполномоченным Правительства Российской Федерации органом.

В 14-й части статьи 95.2 также есть изменения: руководители государственных и муниципальных организаций осуществляющих образовательную деятельность несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных организаций есть показатели эффективности работы руководителя и туда включаются результаты независимой оценки качества по осуществлению образовательной деятельности и выполнению плана устранения по устранению недостатков выявленной в такой оценке. Ранее действующая нормы не предполагали такой ответственности.  

Также дополняется 15-я часть, согласно которой результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя федеральными органами исполнительной власти, осуществляющих функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, должностных лиц, руководителей высших должностных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов  местного самоуправления.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности это деятельность не самой организации, а в отношении нее общественных советов, соответствующих органов и уровней образования, поэтому в образовательном учреждении составлять локальный акт о независимой оценке качества условий не требуется. Должен быть локальный нормативный акт, определяющий функционирование внутренней системы оценки качества образования. 

Руководители государственных и муниципальных организаций несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, которые могут быть выявлены в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, согласно трудового законодательства. 

 Естественно, и никаких изменений вносить в Устав тоже не требуется, потому что эта процедура связана с деятельностью внешних органов от образовательной организации

Периодичность проведения оценки качества условий определяется общественными советами, будет устанавливаться федеральным органом, который будет определен Правительством. 

Еще одно изменение в самом постановлении Правительства РФ, в пункте 3-м - это изменения, которые были внесены в правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет и обновлении информации об образовательной организации, т.е определяется информация, которая размещается на сайте в обязательном порядке образовательной организации. Уточнение произошло в части отдельных позиций: добавлено требование о необходимости размещать информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, информацию о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечения доступа в здания образовательных организаций инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, условия питания обучающихся, в том числе, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, условия охраны обучающихся, в том числе, и лиц инвалидов, и лицами с ограниченными возможностями здоровья, доступа к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе, приспособленные для использования инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья, наличия специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе, инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Это требование закрепляется не только в части информации, которая располагается на сайте, это требование еще и о том, что условия должны быть созданы. 

Следующий нормативно-правовой акт, в который внесены изменения - это Стандарт, в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего общего образования. 

 Изменения внесены с точки зрения определения компетенции и результатов, которые должна обеспечить образовательная организация, в связи с введением ГОСТ и с определением отдельных предметных областей, предметов, которые являются обязательными при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Меняется изложение отдельных пунктов. Это дополнение о формировании антикоррупционного мировоззрения у выпускников, выпускник должен обладать таким свойствами, как способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Уточнения появляются и в области отдельных предметов: в подраздел “Право (базовый уровень)” добавляется позиция сформировать основы правового мышления и антикоррупционных стандартов.

 “Математика”, включая “Алгебра. Начало математического анализа”, “Геометрия (базовый уровень)” требования к предметным результатам освоения базового уровня.

“Астрономия” - появляется обязательным перечень предметов “Астрономия (базовый уровень)”.

Уточнения в Учебном плане и перечне образовательных предметов. Абзац 39, излагается в новой редакции. Учебный план профиля обучения или индивидуальный учебный план должен содержать 11-12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее 1-го учебного предмета из каждой предметной области определенной настоящим Стандартом, в том числе, общими для включения во все учебные планы, являются предметы: “Русский язык”, “Литература”, “Иностранный язык”, “Математика”, “История в Росси и в мире”, “Физическая культура”, “Основы безопасности и жизнедеятельности” и “Астрономия”. 

Принят новый порядок применения организациями осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

В августе 2017 года издан приказ № 816, он вступил в силу, который отменяет ранее действующий приказ №2, так же утверждавший порядок применения организаций осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ. Уточнения появились в пункте 6-ом, 7 и 8 пунктах этого порядка, связаны они с тем, что образовательная организация имеет право организовать не только обучение, но и прохождение промежуточной, итоговой аттестации с применением идентификационных технологий.  Она должна обеспечить идентификацию личности обучающегося, способом, который сама для себя определяет и контроль со своей стороны выполнения этого требования участниками образовательных отношений.

 Документы об образовании и квалификации после прохождения онлайн курсов и освоения программ, теперь могут быть выданы образовательными организациями, т.е курсов освоения программ с применением электронного обучения. Закреплена норма, которая, говорит о том что, образовательная организация в принципе обязана в своем положении о порядке зачета результатов освоения курсов, модулей, образовательных программ обучающихся в другой образовательной организации засчитывать именно эти данные, если это курсы модули проходят с применением именно электронного обучения или дистанционных технологий, что ранее не было указано и отсутствовало в порядке. 

Следующий документ - Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации 602-й, который утверждает порядок расследования и учета несчастных случаев обучающимися во время пребывания в организациях осуществляющих образовательную деятельность. 

41 статья Закона об Образовании Российской Федерации, которая посвящена охране здоровья обучающихся и говорит о тех условиях, которые должны быть созданы образовательной организацией для охраны здоровья обучающихся указывает, что организация обязана расследовать и вести учет несчастных случаев, которые происходят с обучающимися во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность. 

 Данный порядок устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев происшедших с обучающимися во время пребывания в организации, в результате которых обучающимися были получены повреждения здоровья, телесные повреждения, травмы, в том числе нанесенные другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучение, укусы и другие телесные повреждения нанесенные животными и насекомыми , а также полученные в результате контакта с растениями, повреждениями здоровья вследствие взрывов, аварий, в том числе ДТП, обрушений зданий, сооружений, конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов либо повлекшие смерть обучающегося. 

Также Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации внесены изменения в порядок проведения государственной итоговой аттестации образовательной программы среднего общего образования. Такой же приказ от 9 января есть о внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. В Приказе № 6 отражены изменения, касающиеся уточнения сроков для выпускников, уточнения отдельных позиций для участников образовательных отношений: меняются определенные порядки проведения взаимопроверок, ответственности руководителя за тех работников, которые направляются в непосредственно в пункты проведения экзамена. Теперь именно руководитель несет ответственность за то, что данные специалисты, направленные и определенные для проведения процедуры итоговой аттестации своевременно были уведомлены, направлены и присутствовали в пунктах проведения экзамена. 

Изменения внесены и в порядок заполнения учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликата, которые утверждены Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации 115 (абзац 15 пункта 5.3). Он меняет свою редакцию и теперь она звучит следующим образом, что итоговые отметки за 9-й класс по русскому языку и   математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося определяются как средние арифметические годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами, в соответствии с правилами математического округления. 

Внесены изменения в показатели деятельности образовательных организации в части самообследования. В показатели внесены дополнения, касающиеся обеспечения условий инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно большой перечень показателей появляется дополнительно, связанных с наличием доступа, условий доступа к питанию, доступа к учебным аудиториям к информационным ресурсам. Проводя самообследование, согласно действующему законодательству, которое образовательные организации делают 1 раз в год, она должна определить для себя сроки проведения, круг лиц, которые осуществляют проведение самообследования.

Изменения и дополнения появились в приказе самоутверждающем перечень учебных учебников, допущенных и применяемых при осуществлении образовательной деятельности по аккредитованным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В данном случае это два приказа, которые дополняют перечень, что-то исключают и вносят отдельные дополнительные учебники в данный перечень. Изменился порядок формирования перечня: туда теперь ежегодно будут дополняться, добавляться учебники и исключаться, т.е перечень не будет утверждаться целиком, а будут только происходить отдельные частичные изменения.

Также уточнены перечни олимпиад на 2017-2018 учебный год.

 Осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования тоже не осталось без инноваций. В 2017 году были приняты и вступили в силу два административных регламента: административный регламент по исполнению государственных функций по проведению государственного контроля качества образования и административный регламент исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в сфере образования, государственных функций по осуществлению государственного надзора в сфере образования. Административный регламент, прежде всего определяет сроки, последовательность административных процедур и действий при исполнении государственных функций по государственному надзору в сфере образования, выстраивает порядок действий должностных лиц, определяет сроки проведения всех этих процедур в рамках действующего законодательства. Определяется предмет федерального государственного надзора в сфере образования - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями осуществляющими образовательную деятельность требований законодательства об образовании, посредством организации и проведения проверок организациями и средств проведения принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и переустранению последствий выявления нарушений таких требований. Органы, осуществляющие федеральный и государственный надзор в сфере образования, осуществляют данный надзор в отношении образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение и индивидуальных предпринимателей, в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Данным административным регламентом устанавливается правовая обязанность должностных лиц, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность и устанавливается правовая обязанность уполномоченных лиц, которые представляют интересы самих организаций, в отношении которых проводится проверка. 

Должностное лицо имеет право на беспрепятственное посещение организации или органа местного самоуправления в порядке установленном законодательством Российской Федерации при предъявлении копии распорядительного или уполномоченного органа о проведении проверки служебного удостоверения. Если образовательная организация или организация вообще, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель препятствует проведению проверки, делает ее невозможной путем закрытия организации, недопуска должностных лиц уполномоченных на проведение проверки в саму организацию, то составив акт, о том что нет возможности провести проверку, в свою очередь, уполномоченный орган имеет право в течении 3 месяцев после составления данного акта все-равно прийти и провести проверку без каких-либо предупреждений и уведомлений в данную образовательную организацию. 

Они имеют право запрашивать от организации сведения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации по вопросам подлежащим проверке, знакомиться с документами, связанными с целями и задачами предполагаемой проверки, имеют право осматривать территорию, а также используемые образовательной организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения и оборудование.

Так же имеют право проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, проводить беседы с обучающимися организации и их родителями, но если планируется или проводится беседа с несовершеннолетними, то обязательно при этом должны присутствовать их родители или законные представители. Проводить анализ информации, которая размещена на сайте образовательной организации. Проводить выездную проверку при установлении признаков нарушений обязательных требований, которые выявлены в рамках документальной проверки.

 В административном регламенте закрепляются обязанности уполномоченных лиц. Они обязаны проводить своевременно проверку в полной мере, исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия, предупреждения, пресечения и выявления нарушений обязательных требований законодательства. Они обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций, в отношении которых проводится проверка, также они обязаны проводить проверку на основании распорядительного акта. Обязаны проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, а выездную проверку при предъявлении служебных удостоверений, копии распорядительного акта уполномоченного проводить данную проверку и копии документов о согласовании данной проверки с прокуратурой, в тех случаях, в которых она обязана это делать или орган обязан делать данное согласование. Обязаны составлять протокол об административном правонарушении, при выявлении признаков административного правонарушения. Обязаны не препятствовать руководителю данной организации или другой какой-либо организации присутствовать при проведении проверки. Давать разъяснение по вопросам относящимся к предмету проверки, так же проводить уполномоченному представителю организации, органу местного самоуправления предъявлять документы относящиеся к предмету проверки. Знакомить уполномоченного представителя организации с результатами проверки и доказывать обоснованность своих действий при обжаловании действий юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в соответствии с порядком установленным законодательством Российской Федерации. Обязаны соблюдать сроки проведения проверки, которые устанавливаются законодательством и также административным регламентом. 

Обязаны при проведении выездной проверки осуществить запись в журнале проведения проверок, довести до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки это будет выявлено. Обязаны выдавать предписание, если выявлены нарушения и принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений. 

Помимо обязанностей, есть позиции, которые перечисляют, что не вправе делать уполномоченные лица. Это и проверять выполнение обязательных требований, которые не относятся к полномочиям данного органа, не вправе проверять выполнение требований, которые установлены органами исполнительной власти СССР и РСФСР, и в настоящий момент не соответствуют действующему законодательству. Не вправе проверять выявление обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами не опубликованными в установленном порядке Российской Федерации. Не вправе осуществлять плановую или внеплановую проверку в отсутствии уполномоченного представителя той или иной образовательной организации. Не вправе требовать предоставления документов и информации, если они не являются предметом проверки или не относятся к предмету проверки. 

Также в административном регламенте установлены правовые обязанности лиц в отношении которых проводится данный контроль. Уполномоченный представитель организации или органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка, имеет право присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам относящимся к предмету проведения проверки, получать от органов осуществляющих проверку всевозможную информацию о проведении проверки.

Имеет право знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласие или несогласие с данными проверки, предоставлять в уполномоченный орган в письменной форме возражения по акту проверки или предписанию в течении 15 дней с момента получения предписания. Имеет право обжаловать действия или бездействие органов, осуществляющих контрольный надзор. Имеет право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъектов Российской Федерации к участию в проверке.

Проверки проводятся плановые и внеплановые и основанием для начала проведения плановой проверки является наличие плана, формирование которого и утверждение проводится в соответствии с постановлениями Правительства. 

Плановая проверка может быть проведена уполномоченным органом не чаще чем 1 раз в 3 года. Плановая проверка в отношении организаций реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть проведена не чаще чем 1 раз в 2 года. 

В административном регламенте устанавливается норма, которая позволяет вносить изменения в план проведения проверок. Это прежде всего, исключение проверки из ежегодного плана проверки, в связи с невозможностью проведения проверки; ликвидации данной образовательной организации; невозможностью проведения проверки, в связи с прекращением физическим лицом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; прекращение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности по отдельным направлениям. В связи с аннулированием лицензии или наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Изменения в ежегодный план могут быть вноситься в связи с изменением места нахождения или адреса фактического осуществления образовательной деятельности, в связи с реорганизацией организации и изменением наименования организации, а также изменением фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя. 

 При проведении внеплановых проверок ранее опирались на те основания, которые были установлены 294 Федеральным Законом, 10-ой статьей и 5-ой частью 93 статьи 273 -го Федерального Закона, Закона об Образовании Российской Федерации. Этот перечень был достаточно большой. Сейчас оснований для проведения внеплановой проверки всего 4.

 Итак, основанием для проведения внеплановых проверок в рамках, именно, надзора может быть истечение срока исполнения организации ранее выданного предписания, поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации или же требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалов или обращений граждан.

 Это выявление уполномоченным органом нарушений требований законодательства при проведении государственной аккредитации и выявление уполномоченным органом нарушений требования законодательства по результатам мониторинга.

Появились изменения в Приказе № 294. Наряду с предписаниями в рамках профилактики нарушений в сфере образования, орган уполномоченный на осуществление контроля (надзора) теперь может выдавать предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований и соответственно предлагать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры для того, чтобы не допустить нарушений. 

Контроль (надзор) проводится на основании приказов и распоряжений только теми лицами, которые установлены в приказе. Также могут быть привлечены аттестованные эксперты, которые включены в реестр проведения проверок. Сама форма приказа, распоряжения устанавливается 141-м Приказом Минэконом Развития.

Уполномоченные органы проводят проверку в установленные сроки: до 20-ти дней (по отдельным субъектам, установлено ограничение по проведению внеплановых проверок не более 5-ти дней). Все записывается в журнал по результатам проверки, если он отсутствует, то в акте указывается, что отсутствует журнал.  

В рамках выездной проверки при контроле качества, проводится оценка знаний и умений обучающихся, путем проведения контрольно-оценочных процедур. Ограничен перечень оснований для проведения внеплановых проверок. И на основании жалобы теперь не проводится проверка. Это компетенция Роспотребнадзора.

Это ключевые моменты, в которых произошли изменения и на которые следует обратить внимание. На конференции «Дошкольное образование 2018» спикер Нина Михайловна Ладнушкина подробнее расскажет о внесенных уже в 2018 году изменениях, а также рассмотрит лицензирование образовательной деятельности. Регистрация на конференцию «Дошкольное образование 2018» уже открыта. Мероприятие пройдет в Москве, с 15 по 17 марта. 

Новое видео в базе знаний

ФГОС- непрерывный вектор развития общего образования
Кадрия Зайнетдинова

Просмотр ( 1:30:29)
Особенности разработки учебного плана в соответствии с ФГОС СОО
Кадрия Зайнетдинова

Просмотр ( 1:23:56)
Практика применения профессиональных стандартов в системе дошкольного образования
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:29:11)
Лицензионный контроль в дошкольном образовании: как пройти его успешно
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:26:38)
Практика соблюдения дошкольными образовательными организациями обязательных требований законодательств
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:23:56)
Практическое внедрение профессиональной стандартизации в организациях СПО
Владимир Жильцов

Просмотр ( 2:54:42)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'