Ассоциация руководителей образовательных организаций


edugalaxy.intel.ru

Оценка ФГОС дошкольного образования

Алексей Александрович Майер, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево, Московская область), ответил на вопросы портала АРОО
17 марта 2017

 

В последнее время много говорится об изменениях ФГОС и о том, как трудно их внедрять в образовательных организациях. Недавно и ректор МГПУ рассказывал, что нового было внесено в программу подготовки кадров в его вузе. Однако были ли изменения в ФГОС дошкольного образования, как использовать их в работе детского сада? Разбираемся с экспертом.

 

А были ли изменения?

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), принятый в 2013 году и вступивший в силу с 2014 года (отдельные положения — о наличии образовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации с 2016 года), не менялся: никакие изменения и дополнения не вносились. В 2014 году вышли комментарии к ФГОС ДО, поясняющие основные положения стандарта, и рекомендации по разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО.

Что касается кадров: существующие стандарты их подготовки в системах среднего профессионального и высшего образования не претерпели изменений после введения ФГОС ДО. В системах повышениях квалификации и переподготовки кадров разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования (объёмом от 16 часов), направленные на формирование компетенций воспитателей и руководителей в области внедрения и реализации ФГОС ДО в дошкольном образовании.

Что касается профессионального стандарта «Педагог….», то его введение обсуждается. Разработчики предполагают, что он вступит в силу к январю 2019 года (ранее планировалось, что последней датой его введения будет 1 января 2017 года).

 

Нормативные документы и ФГОС ДО

 

ФГОС ДО как документ не может регламентироваться другими документами. Однако ряд установок СанПиН, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Положения о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» прямо или косвенно касаются предмета регулирования стандарта:

а) условий организации образовательной деятельности, в том числе кадровых;

б) квалификации и подготовки кадров для системы дошкольного образования;

в) процесса реализации образовательной программы;

г) особенностей оценки и фиксации результатов дошкольного образования (освоения детьми образовательной программы дошкольного образования).

 

Основная проблема для руководителя

 

Единственное и тотальное затруднение для руководителя — как видится нам — это хроническая нехватка ресурсов для организации образовательной деятельности, начиная с финансовых и материально-технических, заканчивая педагогическими кадрами (укомплектованностью и квалификацией) и организационно-педагогическим оснащением (методическое обеспечение, программное сопровождение образовательной деятельности).

 

Составление образовательной программы

 

В соответствии с законодательством образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе требований ФГОС ДО (к структуре образовательной программы) с учётом примерной программы. При этом существующие программы (авторские, вариативные, парциальные и др.) могут выступать основой для разработки собственной образовательной программы.

 

Оценка качества ФГОС ДО

 

Это очень сложный вопрос относительно качества дошкольного образования. Он активно обсуждается на протяжении последних трёх лет в связи с изменением требований к условиям, процессу и результату организации образовательной деятельности в ДОО и в связи с включением дошкольного образования в качестве уровня в общее образование.

Формально в России отсутствуют показатели и требования к качеству дошкольного образования. В то же время существуют различные системы оценки качества образования (национальная, единая, внешняя, внутренняя, независимая), которые относительно дошкольного образования абсолютно не согласованы и не разработаны как алгоритм, система, методика.

Проводимые исследования качества дошкольного образования имплицируют зарубежные модели либо трафаретизируют модельные методики изучения качества образования в школе. Понятно, что при таких подходах качество дошкольного образования либо не измеримо вообще, либо же искажено до неузнаваемости.

Рациональным подходом считаем в существующих условиях ориентацию на муниципальный заказ, ожидания родителей и потребности ребёнка. Немаловажным фактором в обеспечении качества дошкольного образования являются возможности (условия) самой дошкольной образовательной организации с пониманием, что 70–80% от объёма создания данных условий приходится на зону ответственности федерального, регионального и муниципального уровней и только 20–30%, по нашим подсчётам, — это ответственность и полномочия самой дошкольной образовательной организации. На практике данные пропорции меняются местами, и часто детский сад отвечает за отсутствие условий, которые не входят в его компетенцию. Сегодня особенно остро вопрос стоит о создании развивающей предметно-пространственной среды. Для примера, если мы обратимся к существующим комплектам, поставляемым в группы детского сада по основным направлениям развития ребёнка, то стоимость оборудования группы «под ключ» с учётом рабочего (мобильного) места воспитателя составляет 2,5–3 млн рублей. До недавнего времени такая сумма приходилась на оборудование 10–12 группового детского сада.

В этой связи качество дошкольного образования не может быть оценено высоко — ни педагогами, ни родителями, ни ребёнком.

Материал подготовила Анна Донцова.

Майер Алексей Александрович

доктор педагогических наук
профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево, Московская область).
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015