Ассоциация руководителей образовательных организаций


news.moneylaw.ru

Директор школы влияет на успехи учеников

Дети лучше учатся в школах, директора которых сосредоточены на педагогике и внутренних правилах учреждения, а не на исполнении внешних предписаний. К этому выводу пришли исследователи НИУ ВШЭ.
29 июля 2016

Исследование было проведено Надеждой Бысик, научным сотрудником Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, и Натальей Исаевой, младшим научным сотрудником Института образования НИУ ВШЭ.

На успеваемость учеников школ, среди множества факторов, влияют и управленческие установки директоров. У руководителей школ с высокими достижениями детей в приоритете оказываются решение внутренних задач и развитие педагогических практик. В более слабых учебных заведениях администрация чаще придерживается внешних предписаний и уделяет больше внимания материально-техническим и финансовым вопросам, выяснили Надежда Бысик, Наталья Исаева, Екатерина Куксо под научным руководством Анатолия Каспржака в Центре развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ.

При этом ориентация школ «вовнутрь» помогает им «победить» даже сложные социальные обстоятельства работы, отметили учёные в докладе «Лидерские практики директоров российских школ как фактор академической успешности их учеников в различных социальных контекстах».

Исследование, проведённое Центром развития лидерства в образовании, охватило шесть регионов (Красноярский край, Калининградская область, Республика Чувашия, Республика Саха, Ямало-Ненецкий АО и Ярославская область). Анкету директора заполнили 377 респондентов. Им предложили 30 кейсов из управленческой практики. В большинстве случаев нужно было выбрать один из двух вариантов. Эти варианты свидетельствовали о внешней или внутренней ориентации организации, фокусировке на людях или на задачах, акценте на качестве преподавания в школе или на материальной инфраструктуре и пр.

Кейсовые ситуации и вопросы по практикам педагогики стали зависимыми переменными. В роли независимых переменных выступили данные о социоэкономическом статусе школы, данные об образовательных результатах учащихся, а также индекс социального благополучия школы (ИСБ), разработанный в Институте образования НИУ ВШЭ. ИСБ включает такие показатели, как доля семей, где оба родителя имеют высшее образование, доля семей, где работают оба родителя, доля полных семей, доля детей, состоящих на различных формах учёта и пр.

Успешные школы — «интровертны»

Факторов успешности школы, которая измеряется образовательными достижениями учеников, немало. Среди них — способности детей и действия учителей, социально-экономический статус и культурный капитал семей учащихся, а также климат в школе и классе, который либо мотивирует к учёбе, либо, наоборот, «расхолаживает». Этот климат во многом создаёт директор школы. Формируемые им приоритеты работы учреждения могут поднять успеваемость даже в школах с низким ИСБ. Такие школы, добившиеся хороших результатов вопреки плохим условиям, называют резильентными. Эксперты выяснили «рецепт» их успеха.

Резильентные школы отличаются от организаций, находящихся в похожих условиях, но при этом неуспешных, внутренне ориентированными практиками директоров (таб.1). О степени обращённости «вовнутрь» говорит доля ответов «b» — у резильентных школ она явно выше. По первым двум вопросам доля этих ответов различается у двух групп школ почти вдвое (77% у резильентных школ против 41% у других; 43% против 24% соответственно). 

Таблица 1. Резильентные и другие школы в сложных обстоятельствах. Ответы на вопросы, в %.

Сильные школы ориентированы на педагогику

Исследователи также рассмотрели, какие лидерские практики характерны для директоров школ, показывающих высокие образовательные результаты вне зависимости от социального контекста.

Руководство школ, которые отличаются высокими достижениями детей, больше следует своим убеждениям и максимальное внимание уделяет педагогическим практикам. Они чаще оставляют свои программы обучения и поддерживают разработку инновационных методов при работе с одарёнными детьми, а также стараются сохранить свою модель оценки учителей для выплаты надбавок.

Директора сильных школ чаще своих коллег из других групп проверяли отчёты по поводу школьных дел и решали проблемы с расписанием занятий в школе.

Таким образом, школам с более высокими академическими результатами учеников свойственны «интровертность» и педагогическое лидерство. Более слабые школы чаще следуют формальным предписаниям и уделяют главное внимание материальной инфраструктуре. Кроме того, с ростом эффективности деятельности школы директора начинают предъявлять большие требования к учителям и родителям, резюмировали эксперты.

Соболевская Ольга Вадимовна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»



Copyright 2014-2015