Ассоциация руководителей образовательных организаций


subscribe.ru

Типичный директор современной российской школы — какой он?

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что большинство директоров российских школ считают себя прежде всего «хозяйственниками» и мало занимаются совершенствованием учебного процесса.
15 августа 2016

Исследование было проведено Надеждой Бысик, научным сотрудником Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, и Анатолием Каспржаком, директором Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Руководители школ уделяют гораздо больше внимания хозяйственным, финансовым и правовым вопросам, чем улучшению качества преподавания. Они чаще контролируют учителей, чем поддерживают их, и редко практикуют инновации в обучении, отметили Надежда Бысик, Анатолий Каспржак и младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталья Исаева в исследовании «Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления» (часть 1 и часть 2).

Условия обучения важнее результатов

«Создание достойных условий для образовательного процесса» — так видят свою основную задачу 59,1% директоров российских школ (рис.1). И втрое меньше опрошенных — лишь 18,8% — считают, что руководитель образовательного учреждения должен сосредоточиться на академических результатах учеников.

Рисунок 1. Ответы директоров на вопрос «Какова, по Вашему мнению, основная задача директора при управлении школой?» (один вариант ответа), «Исследование эффективных моделей управления», №=4477, %.

Результаты опросов НИУ ВШЭ

Источник: исследование «Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления», часть 2.

Контроль оказался главным средством мотивации

Ключевым словом в отношениях директоров с учителями становится «контроль». Более чем в половине случаев (54%) руководители школ посещают уроки именно с целью планового контроля. Решению проблем в классе и «организации образовательного процесса» уделяется намного меньше внимания. Так, с руководителями школьных методических объединений, которые ответственны за качество преподавания, большинство директоров встречаются не чаще нескольких раз в месяц.

К учителям директора относятся с уважением, следят за поощрительными выплатами (66% руководителей), но реже пытаются вместе с педагогами усовершенствовать учебный процесс (40%). Только 13% директоров указали, что они способствуют тому, чтобы учителя ощущали ответственность за качество преподавания, и 25% принимают меры для того, чтобы учителя чувствовали ответственность за успеваемость учеников. В целом руководители российских школ не стремятся к педагогическим инновациям, сделали вывод исследователи. Они не хотят рисковать и экспериментировать, почти не получают от учителей обратную связь относительно влияния своих управленческих шагов.

Справедливости ради нужно отметить, что исследование TALIS дало более оптимистичную картину: 65% директоров достаточно часто посещают уроки учителей, пытаются способствовать их профессиональному сотрудничеству (52%), стараются повысить ответственность учителя за качество его собственной работы (72%).

Среднестатистический портрет директора российской школы

Учёные составили среднестатистический портрет директора российской школы. Это женщина 35–55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более двадцати лет. Она работает на полную ставку в государственной школе на селе и при этом совмещает управление с преподаванием.

Рисунок 2. Типичный директор современной российской школы.

Типичный директор современной российской школы

Подготовка директоров также консервативна

Большинство директоров школ регулярно повышают свою квалификацию (нередко это происходит уже после назначения на руководящую должность). Они принимают участие в разнообразных формах апгрейда подготовки: от получения второго высшего образования до краткосрочных курсов, участия в семинарах и конференциях. Но и это не слишком меняет ситуацию с приоритетами.

Дело в том, что в содержании подготовки руководителей преобладают правовые и финансовые сюжеты управления школой (53% и 48%), вопросы менеджмента (51%) и государственной политики в сфере образования (43%). Управлению качеством преподавания внимание почти не уделяется. Между тем, такие установки явно не совпадают с трендами современного образования. И едва ли подобные ориентиры помогут развиваться российской школе.

Приоритеты руководителей школ становятся понятнее с учётом позиции специалистов муниципальных органов управления образованием (их опрос проведён в рамках исследования эффективных моделей управления образовательными организациями). Эта категория респондентов считает, что директор школы должен прежде всего уметь решать кадровые, административные, финансовые и хозяйственные вопросы работы организации. Такой ответ дали абсолютное большинство опрошенных — 82%.

Исследование учёных ВШЭ основано на многих источниках. Прежде всего, это регулярный мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ (директоров школ анкетировали по выборке, репрезентативной для РФ, — 1200 участников) и исследование эффективных моделей управления, которое проводилось Центром развития лидерства в образовании в 2014–2015 годах (анкетировались директора в 64 регионах РФ и фокус-группы в 10 регионах; общее количество участников анкетирования — 4477 директоров).

Ещё один источник информации — российская часть международного исследования 7 System Leadership Study (7SLS), проведённая в 2015 году Центром развития лидерства в образовании среди директоров школ (300 анкет и 26 интервью) в четырёх регионах РФ с «типовыми» характеристиками. Наконец, учтены и данные Международного исследования систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS), сделанного ОЭСР по репрезентативной для России выборке (200 директоров).

Соболевская Ольга Вадимовна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Copyright 2014-2015