Ассоциация руководителей образовательных организаций


Профессиональный стандарт педагога: реалии современного образования

Бурное социально-экономическое развитие российского общества в XXI веке привело к серьезным трансформациям в системе образования в целом и на дошкольном его уровне в частности.
24 марта 2015

Качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства РФ.

Перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) стоит сейчас нелегкая задача — построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования, и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

В этой связи важное значение приобретают такие профессиональные качества педагога ДОО, как:

- видение современных задач дошкольного образования;

- наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребёнку, культуре, творчеству;

- умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

- проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребёнка;

- умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

- умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно- смысловую направленность;

- умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

- способность к самообразованию.

По сути, мы говорим о новом профессиональном мировоззрении педагогических кадров, их способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм — социальным явлением. До 2015 года для каждой профессии будут разработаны новые профессиональные стандарты. Минтруда России подготовило на этот счёт поправки в Трудовой кодекс, которые уже одобрило Правительство РФ.

Документ вводит новые понятия и регулирует вопросы разработки профессиональных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились определения «квалификации работника» и «профессионального стандарта».

Квалификация работника — «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника», необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт — требования к квалификации работника, «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности».

Разработка профессиональных стандартов — значимая часть Плана деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 годы по обеспечению достижения ряда общественно значимых целей деятельности Правительства РФ. В частности, работа по достижению первой цели — «Достойный труд, справедливая зарплата» — планируется по нескольким направлениям, в числе которых и «Квалификация и профессиональные достижения определяют размер заработной платы работников». В основе работы по данному направлению — формирование национальной системы профессиональных квалификаций,  включающей пересмотр квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, утверждение 800 профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

В числе проектов профессиональных стандартов значатся и стандарты для специалистов в области образования - руководителей образовательной и научной организации, специалистов в области воспитания и педагогической психологии, преподавателей, научных работников и педагогов.

Последние — «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — уже утверждены и «заработают» как нормативный документ с 1 января 2015 года. Для кого разработан этот документ? В первую очередь, для работодателей, которые смогут применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом; при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Профессиональный стандарт призван также повысить мотивацию педагогических работников к труду в целом и качеству образования в частности за счёт установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Унифицированные требования стандарта обеспечат педагогам  возможность самостоятельно оценивать уровень собственной квалификации, планировать карьеру.


Готово ли принять этот документ профессиональное сообщество педагогов системы образования?

Профессиональные стандарты существовали и в советское время, все они были записаны в единых квалификационно-тарифных справочниках, но давно уже устарели и потребовали «модернизации». Новые профессиональные стандарты должны стать для работодателей основой для установления более  конкретных требований к работнику с учётом специфики деятельности организации в современных социально-экономических условиях. Положения стандартов будут учитываться и при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) профобразования. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Наличие специального образования, особенно на старте профессиональной  деятельности, — важное условие успешной педагогической карьеры. Однако анализ стандартов высшего и среднего профессионального образования позволяет сделать вывод о несоответствии существующего уровня образования выпускников этих учреждений требованиям, которые будут предъявляться к ним при поступлении на работу.

Например, в действующем ФГОС среднего профессионального образования по специальности «дошкольное образование» предусмотрено освоение учащимися следующих профессиональных модулей.

Если обратить внимание на название первого модуля, то получается, что занятие продолжает оставаться основной формой организации обучения, что не соответствует утверждённой концепции образования дошкольников и современным требованиям. Организации же других форм обучения дошкольников в режиме дня (мастерских, лабораторий и пр.) в колледжах не должны учить. А из детских видов деятельности (профессиональный модуль 2) упор делается лишь на игровую, трудовую, продуктивную и общение. А как же познавательно-исследовательская деятельность, конструктивная, музыкальная? Получается, что уже на старте, в процессе получения профобразования, задаются не те требования, а наслаивающиеся новшества окончательно дезориентируют выпускника.

ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров  и магистров (050000 «Образование и педагогика») не конкретизируют содержание программ вариативной части, практики и научно-исследовательской работы студентов, делегируя эту проблему самим высшим учебным заведениям. ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета (известного нам как «специальное дошкольное образование») в настоящее время нет.

В принятом профессиональном стандарте установлены требования к образованию и обучению педагога, особые условия допуска к работе, трудовые действия, необходимые знания и умения, другие характеристики.

Как сделать так, чтобы педагоги соответствовали этим достаточно строгим критериям?

Известно, что стандарт — это необходимый набор минимальных требований, а в документе они явно завышены и часто не обоснованы. Нельзя требовать от работника тех знаний и умений, которым его не учили (к примеру, работе с одарёнными детьми, работе в условиях реализации программ инклюзивного образования и др.). Не получится ли так, что большинство педагогов окажутся не соответствующими требованиям стандарта? В связи с этим рассмотрим предложенный нами макет профессионального стандарта педагога (таблица 2).


Таким образом, нам предложен важный документ, который будет в конечном итоге определять статус педагога, его обязанности, возможности, гарантии существования в современном образовательном пространстве. В ходе общественного обсуждения стандарта нам обещали, что он должен прийти на смену «морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность педагога». Надеемся, что так и будет.


Бережнова О.В.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования».


Новости по теме


Copyright 2014-2015