Ассоциация руководителей образовательных организаций


firestock.ru

Составление штатного расписания при открытии инклюзивных, коррекционных, компенсирующих групп детского сада

С таким вопросом к спикеру Вере Геннадьевне Безгубовой обратились во время онлайн-конференции «Ключевые изменения регулирования деятельности дошкольных образовательных учреждений». Эксперт предоставляет подробный ответ, который позволи
15 апреля 2017

 

Согласно пункту 4 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ установление штатного расписания является компетенцией образовательной организации. В то же время образовательная организация должна исходить в первую очередь из задачи обеспечения требований ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»:

Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет соответственно не должно превышать:

– для детей с тяжёлыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;

– для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет — 12 детей;

– для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

– для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;

– для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

– для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;

– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;

– для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;

– для детей с умственной отсталостью лёгкой степени — 6 и 10 детей;

– для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой в возрасте старше 3 лет — 8 детей;

– для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;

– для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;

– для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учётом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

В дошкольных образовательных учреждениях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учётом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

– не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или детей со сложным дефектом;

– не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих, и (или) детей с амблиопией, и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью лёгкой степени;

– не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

 

Согласно письму Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»:

Психологическую диагностику индивидуального развития ребёнка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты — психологи и/или педагоги-психологи. Её результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребёнка (группы детей).

При расчёте региональных нормативов финансирования необходимо учитывать особенности нагрузки на отдельные должности работников при работе в различных группах, в том числе в группах с различной направленностью Программ, а также особенности работы воспитателей в течение времени их совместного пребывания в Организации:

при оформлении результатов наблюдения (мониторинга) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм;

разработке плана (программы) воспитательной работы;

при участии в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной Программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) и иных мероприятиях, предусмотренных должностной инструкцией.

Необходимо также учитывать, что для эффективного развития в выделенных образовательных областях с детьми в течение дня помимо воспитателя должны работать и другие педагогические работники (например, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, специалисты по художественному и эстетическому воспитанию, педагоги-психологи), а также должна осуществляться методическая поддержка реализации Программы. Для этого Организация самостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделяемого финансирования. Таким образом, региональные нормативы затрат должны учитывать необходимость покрытия расходов Организации, связанных с привлечением всех категорий работников, предусмотренных пунктом 3.4.1 Стандарта.

 

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

 

Устав дошкольного образовательного учреждения определяет порядок приёма детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, один из родителей которых является инвалидом, предусматривающий следующие положения:

дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

– при приёме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

Из требований ст. 79 закона №273-ФЗ следует, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Объём и содержание услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. №14).

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребёнку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

 

Что касается оплаты труда и штатного расписания: основу любой корпоративной системы оплаты труда, в том числе в государственных (муниципальных) учреждениях, составляет вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), которое имеет форму оклада (должностного оклада) или тарифной ставки.

Государственные (муниципальные) учреждения, как правило, закрепляют системы окладов (должностных окладов) и тарифных ставок в своих штатных расписаниях, что само по себе не является ошибкой, так как:

во-первых, наличие единого штатного расписания является обязательным (см. ст. 57 ТК РФ, п. 10 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти», в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений);

во-вторых, штатное расписание, по мнению Роструда, является локальным нормативным актом (см. письма Федеральной службы по труду и занятости от 21 января 2014 г. №ПГ/3229-6-1, от 15 мая 2014 г. №ПГ/4653-6-1). Штатное расписание учреждения утверждается руководителем и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Однако зачастую штатные расписания в качестве локальных нормативных актов принимаются руководителями государственных (муниципальных) учреждений абсолютно самостоятельно без учёта мнения представительного органа работников (при его наличии), а в коллективном договоре и (или) иных локальных нормативных актах учреждения размеры окладов (должностных окладов) и тарифных ставок отсутствуют.

В подобной ситуации можно говорить об отсутствии в организации принятой в соответствии с законодательством и экономически обоснованной (оправданной) системы окладов (должностных окладов) и тарифных ставок, так как в соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учёта мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), не подлежат применению.

Таким образом, если в государственном (муниципальном) учреждении размеры окладов (должностных окладов) и тарифных ставок устанавливаются исключительно штатным расписанием без закрепления в коллективном договоре и (или) иных локальных нормативных актах, то соответствующее штатное расписание при наличии представительного органа, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, должно приниматься с учётом его мнения в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ. Кроме того, несоблюдение руководителями учреждений требования об учёте мнения представительного органа работников (при его наличии) может рассматриваться государственными инспекторами труда в качестве административного правонарушения (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).

Помимо этого, следует признать порочной практику многих государственных (муниципальных) учреждений, имеющих одновременно несколько штатных расписаний, например, отдельных самостоятельных штатных расписаний обособленных структурных подразделений или подразделений, оказывающих платные услуги. Так, в п. 10 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. №583 прямо отмечается, что штатное расписание утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

В письме Федеральной службы по труду и занятости от 21 января 2014 г. №ПГ/13229–6–1 особо отмечается, что штатное расписание является локальным нормативным актом, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками. И хотя порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве специально не определён, оно, как правило, содержит не только наименование трудовой функции, т.е. должности, профессии и специальности (ст. 57 ТК РФ), но и сведения о количестве штатных единиц, окладах (должностных окладах), надбавках, доплатах и др.

При этом, по мнению Роструда, высказанном в данном письме, отсутствие должностей в штатном расписании может в отдельных случаях быть расценено инспекторами государственной инспекции труда как нарушение, за которое ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Предыдущая часть материала

Следующая часть материала

Безгубова Вера Геннадьевна


ведущий экономист отдела экономики образования Центра стратегических разработок ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления».
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015