Главная МатериалыКак усовершенствовать профориентационную работу в школах? Конфликт в системе «родитель-ребенок» и методы его разрешения

Как усовершенствовать профориентационную работу в школах? Конфликт в системе «родитель-ребенок» и методы его разрешения

За последние десять лет в профориентационной работы произошло так много изменений, что традиционная модель профориентации не работает.

Если посмотреть на мир глазами современного ребенка, станет понятно, что он видит мир и будущее не так, как видели его родители, бабушки и дедушки. Если раньше будущее представлялось, как рельсы в виде школы, вуза и обязательного трудоустройства, то для наших детей это ситуация колоссальной неопределенности.

 

Она вызывается несколькими факторами:

  • повышением динамики изменений на рынке труда и профессий: меняются скорее компетенции профессий, общие компетенции начинают доминировать над узкопрофессиональными по своей значимости –– Soft Skills (универсальные навыки) превалируют над Hard Skills (узкоспециализированными);
  • повышением личностного (мотивационного) фактора – не только работодатель выбирает работника, но и наоборот, поэтому важно получить не просто квалифицированного, но и мотивированного сотрудника;
  • «постпрофессионализмом» – ценность преемственности профессиональной деятельности размывается, профессии становятся динамичными наборами компетенций, что позволяет включаться то в одну, то в другую работу;
  • мифологизацией общественного сознания – старшее поколение пребывает в неких представлениях о профориентации, не соответствующих реальности.

 

Дифференциация пространства самоопределения

 

В общепринятой социокультурной и философской концепции принято три модели выбора профессий:

  1. Традиционная, когда существует профессиональная преемственность.
  2. Индустриальная – пространство выбора практически из неограниченного набора профессиональных компетенций.
  3. Постиндустриальная – человек не выбирает профессию, а формирует персональный набор компетенций и создает рабочее место под себя.

Необходимо учитывать наличие разных моделей в семьях общества при построении профориентационной работы, при этом учитывая изменения в мире социально-трудовых ролей.

 

Тенденции развития профориентации в настоящее время

 

Наблюдаются следующие основные тенденции:

 

  1. Профессиональный выбор становится результатом социального договора, и его участники – два основных субъекта (самоопределяющийся ребенок и родители, работодатель) и множество дополнительных. Представители образовательных организаций в этой ситуации являются квалифицированными посредниками (провайдерами).
  2. Профориентация рассматривается как сопровождение профессионального самоопределения – личностно ориентированный подход.
  3. Коммерческая профориентация – профуслуги.
  4. Корпоративная профориентация выполняется силами самих предприятий.
  5. Развиваются манипулятивные подходы к профориентации – попытки управления сознанием ребенка и его родителем извне, чтобы самоопределение было предопределенным, например, на востребованные профессии.

 

Результаты социологического исследования представлений детей и родителей к выбору будущей профессии

 

По результатам исследования 2017 года, в котором приняло участие около 600 детей и родителей, на вопрос: «Чего вы хотите от будущей профессии?» ответ был одинаковым – высокую зарплату.

 

Но далее возникло серьезное разделение:

  • Дети сказали, что хотят, чтобы работа была интересной и творческой, давала высокую степень свободы и позволяла получать новый жизненный опыт.
  • Родители – стабильность, высокий социальный статус и хорошие условия труда.

 

Позиция детей способствует развитию человека, а позиция родителей – его деградации. Стремление родителей создать для детей ситуацию стерильности поддерживается школой и вузом. Отсюда вывод – работать стоит в профориентации не с детьми, а с родителями.

 

Подходы в профессиональной ориентации

 

В современной профориентации применяется несколько подходов:

  • Профессиографический – cтарый.
  • Обучающий – реализуется в виде программ профподготовки в школе.
  • Консультативно-диагностический.
  • Развивающий (активизирующий).
  • Средовый.
  • Практикоориентированный.
  • Нетворкинг-подход – целенаправленный процесс формирования перспективно значимых связей.
  • Ивент-подход означает, что у каждого ребенка в жизни должно быть яркое событие с ярким эмоциональным накалом, которое меняет систему мотивации, например, предметные олимпиады.

 

Совместить все эти подходы сложно, потому что в сфере профориентации действует множество субъектов и структур, которые «тянут одеяло на себя». Например, вуз хочет получить мотивированного студента. Результатом становится то, что проблема не решается, ничего не меняется.

 

В этом противоречивом заказе выделяются вполне различимые «развилки». Например, с точки зрения государства может быть и дорогая профориентация. Первая, к примеру, – цифровой навигатор. Вторая – мощная система практик, курсов и так далее. С точки зрения родителей – запрос на «камеру хранения» или на ускоренное взросление.

 

Центральной смысловой развилкой можно считать такую – профориентация как услуга или как система. Второе эффективнее, нацелено на долгосрочное сотрудничество и возможно лишь в ситуации социального партнерства – поиска общих интересов консенсуса. Но кто будет платить за систему?

 

Однако еще более общее противоречие («проклятый» вопрос профориентации) состоит между интересами экономики и интересами конкретного человека. В первом случае нужна пропаганда, во втором – сопровождать профессиональное самоопределение.

 

Еще две стратегии профориентации предполагают комбинацию этих двух: сначала пропаганда, потом сопровождение, либо наоборот.

 

Продуктивная модель профориентации

 

Более продуктивной представляется другая стратегия – опережающая подготовка к профессиональному самоопределению
и к «информационному прессингу». И начинать ее надо с первого класса.

 

Заниматься ею должна образовательная сфера. Это поможет сформировать ответственность за профориентацию в системе образования, работающей в тесном партнерстве с семьей и другими социальными институтами.

 

Таким образом, профориентация – система сопровождения профессионального САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, которая возможна при наличии:

ü выбора из множества альтернатив;

ü практикоориентированных проб себя (цикла проб);

ü подготовки к выбору.

 

Функция сопровождения профессионального самоопределения уже внесена в профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

 

Главный заказчик профориентационной работы – работодатель, и его сигналы (социальный заказ) должны доходить до ребенка (до начальной школы), но не доходят.

 

Чтобы это произошло, необходимо преодолеть барьер между общей школой и профобразованием. Только так можно сформировать вертикально интегрированную модель. Для этого требуется, чтобы школа вышла в практикоориентрованное пространство:

  • внедряла проектную деятельность;
  • взаимодействовала с «внешним контуром» профориентации – училищами, колледжами, работодателями;
  • реализовала сетевые профориентационные программы;
  • обеспечивала непрерывное сопровождение самоопределения.

Результатом может стать конвергенция общего и профессионального образования.

 

Концепция сопровождения профессионального самоопределения в условиях непрерывности образования

 

Концепция, разработанная специалистами ФИРО (Федерального института развития образования), основывается на трех базовых принципах:

  • Продолжительность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения.
  • Многоуровневое социальное партнерство: школа, семья, работодатель.
  • Практикоориентированность: система профессиональных проб.

Главное условие успеха – социальное партнерство. Чтобы все субъекты профориентации встретились друг с другом, необходим кто-то, кто их соединит – региональные и муниципальные органы управления, точнее их структура, например, отдел кадровой политики. Как показывает опыт Иркутской области, это дает хороший эффект.

Эффективные стратегии профоориентации

 

Анализ работы профессиональных образовательных организаций позволил выявить наиболее эффективные принципы построения стратегии профоориентации.

  1. Систематичность и продолжительность работы.
  2. Адресность (персональность).
  3. Сокрытие профориентационного замысла и выведение на первый план целей ребенка и родителей.
  4. Нестандартность и привлекательность.
  5. Позиционность участников процесса (игровая, квазипрофессиональная и т.п.).

 

Предлагается несколько стратегий:

  • «Поиск династий» (в рамках традиционной модели самоопределения).
  • «Захват клиента»: например, заинтересовать и остаться в памяти («запечатление»).
  • «Посредник» – направлена на преодоление разрыва между школой и учреждением профообразования, например, организация встреч на территории второго.
  • «Открытая площадка» для взаимодействия субъектов профориентационной деятельности – в школе. 
  • «Студенты-профориентаторы».
  • «Работодатели-профориентаторы».

Технологии сопровождения профессионального самоопределения:

  1. Информирование: экскурсии, дни открытых дверей, наглядные материалы, родительские собрания, профдиагностика.
  2. Обучение самоопределению: «активизирующее» профконсультирование, ролевые игры, тренинги.
  3. Практикоориентированные формы: кейсы, проекты, экспедиции, профессиональные пробы, социальные практики, учебные фирмы.
  4. Оценивание: портфолио, самооценка, защита проектов.
  5. Интеграция и ивент: соревнования, летний лагерь, фестиваль.

Основными являются обучение самоопределению и практикоориентированное сопровождение профессионального выбора.

 

Таким образом, чтобы привести профориентационную работу в соответствие с современными запросами, необходимо создавать систему сопровождения профессионального самоопределения и реализовать эффективные стратегии.

Новое видео в базе знаний

Что меняет ФГОС в системе внутренней оценки качества школьного образования
Галина Савиных

Просмотр (1:20:55)
Как обеспечить соответствие образовательных программ требованиям ФГОС к оценке образовательных достижений школьников
Галина Савиных

Просмотр (1:15:23)
Доступное дополнительное образование для детей: особенности программно-методического обеспечения
Ольга Бережнова

Просмотр (1:30:31)
Дополнительное образование: обзор изменений нормативно правовых актов.
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:32:18)
Дополнительное образование: профилактика нарушений требований законодательства в области образования организациями, в части разработки и принятия локальных нормативных актов
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:22:05)
Дошкольное образование: новое в законодательстве и обзор изменений нормативных правовых актов
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:13:52)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'