Главная МатериалыМеханизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателем

Механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателем

Один из современных трендов, продвигаемых федеральным Министерством Просвещения России, является организация образовательных программ профессионального обучения не только для детей, но и для взрослых людей.

Работодателям тоже интересны программы повышения квалификации имеющихся сотрудников и подготовки для себя новых специалистов.

И это место, в котором они заинтересованы в сотрудничестве с колледжами и техникумами. Особенно актуально это для предприятий малого и среднего бизнеса, не имеющих достаточных ресурсов для создания собственных обучающих центров.

 

При организации практикоориентированных программ профессионального образования предлагается в первую очередь обращать внимание на взаимную мотивацию сторон и не ограничиваться только рамками собственно образовательного процесса.

 

Признаки практикоориентированного профессионального образования

 

Под практикоориентрованным профобразованием сегодня в России имеется в виду:

  • целевая подготовка;
  • соответствие корпоративным требованиям работодателя (дуальность);
  • возможность участвовать в профессиональной деятельности уже в процессе обучения;
  • создание сетевых форм обучения.

В целом практикоориентрованное образование означает готовность к конкретному рабочему месту и конкретной профессиональной деятельности у конкретного работодателя. Причем работодатель участвует в процессе обучения, давая возможность выполнять определенные рабочие задачи во время учебной и производственной практики.

 

Эти принципы изложены в концепции развития практикоориентрованного профессионального образования, разработанной в РАНХиГС в 2015 году.

 

Дуальное профессиональное обучение

 

Успешная практика в этом отношении в России существует. Еще в советское время применялось дуальное обучение рабочих на предприятиях: непосредственно на рабочем месте учащиеся получали навыки и квалификацию. Для этого были соответствующие внешние условия: плановая экономика, неизменные требования к рабочим профессиям в течение 5-10 лет.

 

Однако ситуация изменилась. Крупные предприятия России расположены в основном в Сибири и на Дальнем Востоке. Они предоставляют определенное количество мест для учебной и производственной практики студентов профессиональных колледжей и училищ. В более выгодном положении находятся учебные заведения, на территории которых работает несколько таких компаний.

 

И это проявление системы дуального обучения, применяемой, например, в Германии. Однако там подразумевается прием студента на предприятие, если оно имеет статус обучающего: им обладает около 25% германских компаний, которые создают определенные условия – выделяют помещения, наставников, составляют программы. Эта работа начинается еще в школе. Работодатели в Германии очень активны в этом отношении.

 

Так совместно создается мотивация вместе с родителями, школами, работодателями. В Германии есть интересный опыт, когда девочкам и мальчикам предлагают попробовать себя в несвойственных их полу профессиях, например, мальчикам – воспитателя детского сада.

 

Если в 1970-х годах о дуальной форме обучения в России и Германии говорили относительно рабочих профессий, то сейчас немцы говорят о необходимости пересмотреть концепцию и рассматривать возможность распространения ее на разные уровни образования. В России это сейчас выражается, например, в виде стажерства. В общем образовании активно развиваются профессиональные пробы.

 

 

В 2010 году Россия вступила в Туринский процесс, объединяющий разные европейские страны в области развития системы профессионального образования. Качество обучения его участники оценивают по нескольким критериям:

  • экономическая эффективность образования;
  • социальная эффективность – охват всех категорий людей образовательными программами;
  • эффективность работы с трудными подростками;
  • управленческие и финансовые механизмы.

 

Основные препятствия для развития практико-ориентированного профессионального образования

 

Главная цель такого образования – это конкретная профессиональная деятельность. И она может быть реализована в разных областях и разного уровня квалификации (от рабочего-техника до инженера).

 

Однако, как показывает мониторинг качества подготовки кадров в России на крупных предприятиях, целевое обучение сегодня составляет всего 1,06% от всех обучающихся в профессиональных учебных заведениях. Практико-ориентированная (дуальная) модель применяется в 8,27%. На предприятиях находится всего 2,57% кафедр высших учебных заведений.

 

В числе основных препятствий осуществления этого процесса выделяют несколько моментов:

  1. Низкую информированность предприятий о возможностях профессиональных образовательных учреждений своих регионов. Здесь требуется посредническое участие региональных интеграторов. Это могут быть Промышленная палата, кадровые отделы в муниципалитетах.
  2. Отсутствие достаточной нормативной поддержки. Дуальное профообразование на рабочем месте никак не определено в федеральных нормативных актах – только в локальных. О целевом образовании говорится в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлении Правительства России. О сетевом – только предлагаются инициативы по введению понятий в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пока вопросы профообразования рассматриваются только в законах об образовании – необходимо законодательно обозначить моменты сотрудничества образовательных учреждений и предприятий.
  3. Не хватает методической и организационной помощи учреждениям профессионального образования в России. Необходимо разработать различные варианты обучающих программ для разных групп учащихся.
  4. Экономические причины не позволяют транслировать опыт других стран или внедрять успешные практики.

Лучшие практики в применении дуального обучения в СПО

 

В настоящее время в России реализуется несколько успешных программ дуального профессионального образования:

  1. Санкт-Петербургский колледж судостроения, организовавший учебные программы с несколькими судостроительными предприятиями. Лучшая практика в конкурсе НАРК 2017.
  2. Иваново – колледж объединил сеть малых и средних предприятий сферы услуг в своей учебной фирме. Экспериментальная площадка ФИРО.
  3. Сетевая экспериментальная площадка ФИРО в Иркутской области на базе РЖД.
  4. ЧТПЗ – дуальное образование с 2011 года. «Белая металлургия». Призер конкурсов АСИ, НАРК.
  5. Кластерная система Белгородской, Тамбовской областей. Координатор – «единое окно» ТПП Пермского края.

 

Применить успешную для одного региона практику в другом практически невозможно, поскольку экономические и социальные условия значительно отличаются. И это требует использования разных подходов, программ и методов.

 

Как привлечь работодателей к участию в образовательном процессе?

 

Самостоятельно решить вопрос повышения качества профообразования образовательным учреждениям не удастся – необходимо налаживать сотрудничество с работодателями.

 

При построении сетевого взаимодействия СПО стоит учитывать, какими основными мотивами руководствуются работодатели, принимая решение участвовать в процессе образования. Это могут быть такие мотивы:

  • Получение выгоды.
  • Увеличение прибыли.
  • Снижение затрат.
  • Желание продемонстрировать лояльность – социальную ответственность.
  • Личные мотивы.

 

Участие в учебном процессе работодателей может выражаться в создании двух форм:

  • вне предприятия – отраслевых кафедр, лабораторий, мастерских, цехов, классов и других;
  • на предприятии – учебных центров, профориентационных выставок, фаблабов (cовместных проектов с учебными заведениями), кванториумов, рабочих мест для проведения профпроб и так далее.

 

Управленческий механизм в сфере формирования дуального профообразования

 

Чтобы система работала, необходимо ею эффективно управлять. И здесь может использоваться кластерная система. Ее составляющими могут стать администрация региона, университет, наблюдательные советы и так далее. Все зависит от конкретной ситуации в регионе или городе.

Новое видео в базе знаний

Что меняет ФГОС в системе внутренней оценки качества школьного образования
Галина Савиных

Просмотр (1:20:55)
Как обеспечить соответствие образовательных программ требованиям ФГОС к оценке образовательных достижений школьников
Галина Савиных

Просмотр (1:15:23)
Доступное дополнительное образование для детей: особенности программно-методического обеспечения
Ольга Бережнова

Просмотр (1:30:31)
Дополнительное образование: обзор изменений нормативно правовых актов.
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:32:18)
Дополнительное образование: профилактика нарушений требований законодательства в области образования организациями, в части разработки и принятия локальных нормативных актов
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:22:05)
Дошкольное образование: новое в законодательстве и обзор изменений нормативных правовых актов
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:13:52)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'