Ассоциация руководителей образовательных организаций


aviastar-sp.ru

«Дуальная форма обучения подходит не всем и не всегда»

О рисках дуального обучения корреспонденту информационного портала «Управление образованием» Юлии Левашёвой рассказала Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалифик
22 марта 2016

1. Недостаточное понимание своих целей, возможностей и условий, которые должны быть созданы для внедрения дуального обучения

Дуальная форма обучения — одна из возможных форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования. Нужно понимать, что она подходит не всем и не всегда. Конечно, если форма выбрана ошибочно — возникнут проблемы. Помимо дуальной формы обучения существуют другие формы обучения, использующиеся как в России, так и за рубежом в рамках практико-ориентированного профессионального образования. Это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы, обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.). Как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социальной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций). Слепо гнаться за модой (а дуальное обучение стало модным словосочетанием сейчас) — значит всегда находиться в проигрыше. Поэтому начинать стоит с анализа условий образовательного процесса, необходимых в колледже.  Требуется проанализировать цель,  условия работы, потребности и возможности, потому что организовать дуальную форму обучения или хотя бы внедрить её элементы — непросто, но ведь это не значит, что улучшить качество профессиональной квалификации выпускника невозможно.

В узком смысле дуальное обучение — это форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя.  

В широком смысле дуальное образование — это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального образования, профессионального самоопределения, оценки профессиональных квалификаций, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. 

2. Степень сознательности организации, которая вовлекается в дуальное обучение, и законодательные рамки, определяющие права и обязанности сторон

Дуальная модель образования Германии подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг (с правом приёма на обучение по программам СПО в российской терминологии). В России, как и во многих странах мира, невозможно внедрение дуальной модели в таком формате. 

В России в законодательной системе и по определённой, исторически сложившейся традиции действует Закон об образовании, который вбирает в себя все его уровни. С 90-х годов прошлого века законодательством у нас не предусмотрено определение каких-либо обязательств по отношению к образовательным организациям профессионального образования со стороны организаций работодателей в силу того, что многие из них перестали быть государственными. Для сравнения: в законе 1974-го года чётко были определены функции именно предприятий, например, их взаимоотношения с профессионально-техническими училищами. Сейчас сотрудничество ведётся исключительно на добровольной основе.

Необходимо, чтобы сами работодатели понимали выгоду от ведения обучения. Если работодатель не способен прогнозировать потребность в кадрах на ближайшие 3-5 лет, если он не просчитывает соотношение затрат на обучение и прибыли от обученного персонала (то есть что ему потом даст квалификация человека, в обучении которого он активно участвует сейчас), то затрудняется и вовлечение работодателя в этот процесс. Это один из основных рисков.

В Германии существует уже давно сложившееся мнение о дуальном обучении и у работодателей, и у работников сферы профессионального образования. Их взаимоотношения определены федеральным законодательством. При этом в дуальном обучении участвует примерно 25% работодателей. Если предприятие решает стать обучающим, оно должно соответствовать определённым требованиям. Но это добровольное решение.  Германия, в своём роде,  единственная такая страна. Ещё, наряду с ней, можно говорить об Австрии, где существует дуальная система обучения для несовершеннолетних ребят с 15-16 лет. Однако в большинстве стран всё же законодательно такое обучение вообще не предусмотрено. Дуальная форма  эффективно используется для обучения взрослых (в российской терминологии — в дополнительном профессиональном образовании или профессиональном обучении).

3. Рабочее место и программа обучения

Сегодня в России дуальное обучение называется самым перспективным направлением в подготовке специалистов с участием крупного бизнеса. Для предприятий среднего и малого бизнеса это всё-таки достаточно сложно (необходимы значительные кадровые и финансовые ресурсы). 

Учебные планы составляются с учётом предложений работодателей. То есть студенты в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Работодатели на основе своих потребностей в специалистах, обладающих не только определённой профессиональной подготовкой, но и определёнными социальными и психологическими качествами,  формируют конкретный  заказ образовательным организациям. В этом преимущество и ограничение (риск) дуальной системы.

В нашей  традиции — давать достаточно широкую профессиональную подготовку, у нас высокий процент общих дисциплин: сохраняется преемственность с высшим образованием. Для дуального обучения важна концентрация на профессиональной квалификации, потому что гарантируется рабочее место с определённой заработной платой. Человек осознанно выбирает определённый образ жизни, определённую профессию, но, при этом, получается, теряет в «широкой» подготовке, хотя, в принципе, может продолжить обучение по программам высшего образования. В Германии связь между квалификацией и рабочим местом человека абсолютно очевидна. У нас сейчас система квалификации модернизируется. Далеко не всегда общество — студенты, родители, предприниматели — чётко понимает, на какое рабочее место попадёт тот или иной выпускник. Видимо, пока существует рынок дипломов, а не рынок квалификаций.


Copyright 2014-2015