Главная НовостиНовостиГерманская система дуального профобразования


vk.com

Германская система дуального профобразования

24 ответа на самые актуальные вопросы.

29.03.16

1. Сколько формировалась?

В течение веков. Можно сказать, исторически сложилась.

2. Почему дуальное образование функционирует в Германии?

  • Так сложилось исторически;
  • Здесь развита промышленность, поэтому на рынке труда велика потребность в квалифицированных специалистах;
  • Развитые малые и средние предприятия;
  • Обучающие предприятия знают о преимуществах и имеют необходимые возможности для профобразования;
  • Здесь влиятельное и компетентное представительство работодателей и работников (палаты, профсоюзы, ассоциации);
  • Стандарты профобразования благодаря сильной роли социальных партнёров и культуре совместной деятельности признаны общественно;
  • На производстве — квалифицированный обучающий персонал;
  • Подготовка молодых людей к профобразованию со школы.

3. Можно ли эту систему в кратчайшие сроки перенести в другую страну?

Нет, в кратчайшие нельзя.

4. Какие меры с опорой на основные принципы дуального образования можно провести, чтобы повысить уровень квалификации рабочей силы?

Это может быть, например, введение стажировок в процесс обучения, налаживание взаимодействия государственных учебных центров с предприятиями, повышение квалификации преподавателей колледжей и т.д.

5. Какой основной принцип дуального образования?

Подготовка с ориентацией на практическую работу.

6. Что значит «дуальное»?

Профобразование, организованное и осуществлённое в двух скоординированных местах обучения: 70% — на предприятии, 30% — в государственном колледже (теоретическое обучение).

7. Что такое «дуальное профессиональное образование»?

  • Вход в дуальное образование;
  • Заключение договора о профобучении;
  • Учёба в ходе рабочего процесса;
  • Независимый выпускной экзамен;
  • Возможность профессиональной карьеры;
  • Качество, поддерживаемое его участниками;
  • Изменение стандарта с учётом изменений в мире труда;
  • Законодательные рамочные условия.

8. Какие законы регламентируют дуальное образование в Германии?

  • Закон о профессиональном образовании;
  • Конституция (параграф 12 — «Свобода выбора профессии»).

Относящиеся к работе:

  • Закон об охране труда несовершеннолетних;
  • Положение о промыслах;
  • Закон о тарифных соглашениях;
  • Закон о временном регулировании права промышленных и торговых палат;
  • Законы о торговых и промышленных палатах;
  • Закон о регулировании предприятий.

Относящиеся к учёбе:

  • Всеобщее обязательное образование;
  • Региональные законы о школе;
  • Координационное соглашение между регламентом профобразования и рамочной учебной программой.

9. Похож ли договор о профобучении на трудовой договор?

Да, похож:

- содержит юридическую базу для учёбы на предприятии;

- регулирует сроки обучения, начало и конец обучения, испытательный срок, право на отпуск, содержание обучения, оплату труда во время обучения, причины расторжения договора;

- заключает между предприятием и учащимся отношения профобучения.

Выдаётся и регулируется ТПП.

10. Как происходит взаимодействие?

11. Каковы обязанности организаций работодателей в рамках дуальной системы?

  • инвестиции больших средств в обучение на предприятии;
  • предоставить обучающимся материалы и рабочую форму;
  • финансирование преподавательского состава на производстве (наставников);
  • оплата труда ученика в период обучения.

12. Кто определяет содержание программ обучения?

Государство и бизнес-объединения с участием социальных партнёров.

13. Кто что конкретно определяет?

Предприятия: практические требования;

Государство + предприятия: необходимые теоретические знания, минимальную квалификацию, соединяют программу со школьной общеобразовательной.

14. Зачем нужна минимальная квалификация?

Это условие, необходимое для официального признания профессии, по которой получено образование, государством.

15. Чему уделяется внимание в рамках профобразования?

1) Профессиональным достижениям;

2) Социальным компетенциям (самостоятельности действий, дисциплине на производстве, работоспособности, ответственности).

16. Кем организован выпускной экзамен?

ТПП.

17. Из кого состоит экзаменационная комиссия?

Из представителей работодателей, работников, преподавателей колледжа. Как правило, преподаватели и наставники экзаменуемого не входят в комиссию.

18. Какова общая продолжительность дуального обучения?

2 – 3,5 года.

19. Что даёт экзамен?

Экзаменует и оценивает знания учащегося.

20. Какой вклад дуальное обучение делает в развитие страны?

  • развивается высокая конкурентоспособность малых и средних предприятий на мировом рынке;
  • наблюдается низкий процент безработицы в Германии среди молодёжи (7,4%);
  • мощь экономики и конкурентоспособность;
  • социальная и экономическая интеграция молодёжи;
  • гармонизация спроса и предложения.

21. Выгоды для организации работодателя: почему инвестиции оправдывают себя?

  • Кадровая политика — систематическая и долгосрочная (кадры полностью соответствуют производственным требованиям);
  • Лояльные сотрудники;
  • Экономия расходов на освоение персоналом специальности и переобучение;
  • Учащиеся вносят большой вклад в производство непосредственно на предприятии (например, по некоторым специальностям инвестиции начинают окупаться уже на 3-й год обучения. Инвестиции, в среднем, составляют 15 000 евро на учащегося в год (46% — на оплату труда учащегося). 76% инвестиций амортизируется благодаря трудовому вкладу учащегося);
  • Производственный и инновационный вклад учащихся;
  • Повышение производительности и качества услуг и продукции;
  • Участие в разработке профстандартов;
  • Вклад в ответственность бизнеса.

22. Выгоды для молодых людей:

  • Обязательное обучение, связанное с практикой, в реальных рабочих условиях производства;
  • Закладывание основ для успешной собственной предпринимательской деятельности;
  • Оплата труда во время обучения (в среднем — 795 евро в месяц);
  • Более высокая оплата труда благодаря полученной квалификации;
  • Сертификат о профобразовании, выданный им ТПП, подтверждает наличие признанной профессиональной квалификации;
  • Солидная профессиональная подготовка;
  • Долгосрочное профессиональное будущее и жизненная перспектива.

23. Выгоды для государства:

  • Квалифицированные кадры — фактор экономического развития на длительную перспективу;
  • Чёткое место как гражданина за счёт получения общего и специального образования;
  • Получает политические преимущества благодаря позитивному влиянию дуального профобразования на экономику и общество;
  • Закрывает потребность в специалистах с участием бизнеса (производственное обучение);
  • Обладает в высшей степени способной к модернизации системой профобразования (технологические измерения);
  • Может эффективно управлять профобразованием и обеспечивать его качество;
  • Усиливает формализованное сотрудничество с бизнесом благодаря регулированию производственного обучения;
  • Заблаговременно получает сигналы о тенденциях в экономике и на рынке труда.

24. Сколько профессий можно получить в Германии в дуальной системе?

344 профессии.

 

Материал составлен на основании данных сайта проф-маяк.ru

Новое видео в базе знаний

Основы реализации дополнительных общеобразовательных программ
Борис Куприянов

Просмотр ( 1:04:42)
Актуальность и востребованность программ, оценка методической грамотности авторов
Борис Куприянов

Просмотр ( 1:12:37)
Соблюдение общеобразовательными организациями требований, установленных законодательством
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:43:35)
Обзор изменений в налоговом законодательстве 2018-2019
Алексей Фролов

Просмотр ( 1:12:43)
Обновленный закон о бухучете и новые федеральные стандарты БУ
Алексей Фролов

Просмотр ( 1:05:57)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru


copyright 2018
'