Ассоциация руководителей образовательных организаций


medina-center.ru

Основные направления и инструменты профориентации

Почему учреждения СПО должны являться звеном профориентационной системы?
19 апреля 2016

В России вопрос эффективного проведения профориентации стоит достаточно остро. Конкуренция на рынке труда высока, а потребности экономики и производства практически не учитываются. О неосознанном выборе ввиду различных причин ребёнком профессии Вы можете прочитать здесь. Это может быть престиж, размер заработной платы, мнение родителей и следование за другом, мода и т.п. То, что профессиональной самореализации учащегося в России не уделяется должного внимания, — крайне критический вопрос.

 

В чём причина?

Бытует мнение, что профессиональной ориентации как системы взаимосвязанных компонентов в России сегодня не существует, из чего вытекает ряд противоречий и проблем:

  • Выпускник часто не имеет представления, какими знаниями, умениями, навыками и компетенциями ему необходимо обладать, чтобы получить полюбившуюся специальность;
  • Выпускник вообще не знает о какой-либо профессии, которая, вероятно, могла бы ему понравиться (например, о такой специальности, как «метролог», по проведённым опросам, большинство школьников даже не слышали);
  • Нет как таковой преемственности между достижениями дореволюционной России, СССР и современностью;
  • В центры, помогающие узнать пригодность к той или иной профессии, обращаются взрослые, желающие сменить её, а не дети;
  • Ошибочное мнение, что источник профессиональной грамотности — школа. Работу по профессиональной ориентации лучше вести с детского сада в течение всего периода становления личности ребёнка, а лучше в течение всей жизни человека;
  • Иногда во время обучения школьникам не оказывается психологическая и педагогическая помощь;
  • Общение со сверстниками, семья, СМИ порой пагубно влияют на выбор профессии и сбивают с верного пути;
  • Плохо организована профессиональная диагностика не только в школах, но и в ссузах и в вузах.

Профориентация способствует пересечению интересов личности (учащегося), системы образования, работодателя и государства. Поэтому чем раньше начнётся работа по профориентации, то есть по профессиональному самоопределению человека, — тем лучше. В Германии активная работа по профессиональной ориентации начинает проводиться в 5-м классе, в Японии — в 7-м, то есть программы профориентирования здесь успешно интегрированы в учебный процесс. В Стране восходящего солнца за каждый год учащийся может «примерить на себя» 16 профессий, представляющих совершенно разные области (бизнес, сельское хозяйство и т.д.); по результатам деятельности ребёнка составляется индивидуальная программа его профессионального самоопределения и перечень персональных рекомендаций.

Профессиональная ориентация — важнейший фактор, обеспечивающий обдуманный выбор ребёнком той или иной профессии и специальности. Рекомендованная специальность оценивается по степени перспективности с точки зрения развития региона и соотношения спроса и предложения. Таким образом, система профессиональной ориентации должна опираться на результаты прогноза отраслевых и региональных потребностей.

Профессиональное ориентирование предполагает включение в процесс всех основных участников: региональных органов власти, образовательных организаций, организаций работодателей, объединений родителей (последние активно функционируют, например, в Германии). Для создания качественной профориентационной среды необходимо обязательное участие в процессе учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.

 

Какие существуют основные возможные направления профориентации?

Профессиональное информирование — ознакомление с современным состоянием рынка труда и производства, потребностями в квалифицированных кадрах, рынком профессий и др.;

Профессиональное консультирование — оказание помощи учащемуся в осознанном выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и потребностей общества;

Профессиональный подбор — предоставление рекомендаций, основанных на результатах психологической, психофизиологической и медицинской диагностики, по поводу выбора профессии;

Профессиональный отбор — определение уровня профпригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями;

Профессиональная, производственная и социальная адаптация — меры, направленные на формирование социальных и профессиональных качеств работника.

 

Какие существуют основные инструменты профориентации?

1. Создание сети специализированных служб консультирования (например, в Самарской области существует Центр профессионального образования Самарской области (региональная инновационная площадка ФГАУ «ФИРО»), консультирующий по вопросам профориентации учеников образовательных учреждений, их родителей, педагогических работников и др.);

2. Профильное обучение школьников;

3. Разработка специальных программ (например, программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве JuniorSkills является, во-первых, частью движения WorldSkills, а во-вторых, отличной базой для получения не академических знаний и творческих навыков, а важных производственных умений).

4. Проведение массовых профориентационных мероприятий (выездные дни открытых дверей, мастер-классы в учебных лабораториях, круглые столы, дискуссионные площадки, ярмарки, фестивали профессий, полигоны и пр.). В Самарской области в месяц проходит от 100 до 250 профориентационных мероприятий. Среди них, например, «Неделя труда и профориентации "7 шагов к профессии"», которая включает в себя встречи с генеральными директорами различных предприятий, уроки для учителей и родителей, знакомство с вузами и ссузами, олимпиаду, дни профессий и т.д. Владимирская область развивает промышленный туризм как важную составляющую профориентационной работы региона. В рамках него организуются недели промышленности, сельского хозяйства и т.п.

5. Проведение специализированных конкурсов для школьников (спортивные состязания, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и т.д.);

6. Информирование школьников и их семей о состоянии и перспективах рынка труда и о качестве профессиональных образовательных организаций.

 

Важным инструментом является также взаимодействие школы и учреждений СПО. Профессиональная подготовка школьников на базе ссузов очень эффективна. В Пензенской области таким сетевым взаимодействием было охвачено 3232 учащихся школ в 2014 г. и 1537 — в 2015 г. К слову, также здесь существует Центр развития предпринимательских компетенций.

Больше информации о профориентации (основные документы, региональные профориентационные порталы и ресурсы, сайты центров профориентации, проекты профориентационной направленности, информационно-справочные ресурсы и др.) Вы можете найти здесь.

Материал подготовила Юлия Левашёва


Полезные книги


Copyright 2014-2015