Ассоциация руководителей образовательных организаций


ptzgovorit.ru

Привлечение молодёжи к обучению в учреждениях СПО

О конкуренции высшего и среднего профессионального образований, государственном заказе и ГЧП рассказывает Толмачёва Юлия Борисовна, проректор НОУ «Институт социального проектирования», магистр психологии. В материале Вы найдёте действе
27 июля 2016

Способно ли профессиональное образование конкурировать с высшим? Да, конечно. Давайте рассмотрим конкурентные преимущества среднего профессионального образования, такие как время, перспективы, соотношение теории/практики, наличие государственного заказа.

Сейчас мы видим перенасыщенность менеджеров, юристов, экономистов с высшим образованием. А главное ― несоответствие того, что преподают в вузах тому, что необходимо делать на рабочих местах. Соотношение теории/практики в вузах абсолютно не сбалансировано. Выпускник университета не имеет главного ― опыта. Он мало что умеет делать руками и не представляет, как построен рабочий процесс в компаниях. Именно поэтому государственный заказ сейчас связан с учреждениями СПО ― менеджеров, юристов, экономистов много, а выпускников, которые хоть что-то могут делать руками и готовы приступать к полноценной работе сразу после получения диплома ― капля в море. Проникайте в государственный заказ, формируйте его сами, используя учебно-методические объединения СПО.

Время ― огромный ресурс. Средний срок обучения в учреждениях СПО ― 2-3 года, в учреждениях ВПО ― 4-6 лет. И эти два года в системе среднего профессионального образования намного результативнее, чем то же время в системе школьного и высшего образования. Как используется на практике это время в учреждениях ВПО ― только на третий год обучения студент начинает проходить практику, причём место практики, как правило, ищет сам. Упуская этот момент, Вы полностью теряете будущего специалиста. Именно во время практики многие студенты решают, будут ли они вообще работать по данной профессии. Вузы начинают полностью терять эту сторону обучения, а страна ― упускать студентов, которые работают по специальности. Раньше это было роскошью ― терять столько времени и не работать по специальность, сейчас ― тенденция.

Теперь про методики проведения дней открытых дверей. Важно знать о том, можно ли говорить с родителем/ребёнком отдельно. Принесёт ли это результаты?

Настаиваю, говорите отдельно! Информация теряется, если родитель и ребёнок сидят рядом и слушают вместе. Родитель думает об одном ― получит ли ребёнок диплом, насколько он будет востребован после выпуска, сможет ли быть самостоятельным, успешным, будет ли он в безопасности и т.д. Ребёнок мыслит иначе ― интересно ли ему будет, насколько сложно, какой будет коллектив в группе, быстро ли я адаптируюсь. Проведите совместную беседу минут на 10 в качестве презентации, всё остальное ― только раздельная беседа. Именно раздельная беседа позволит родителю и ребёнку понять всё сказанное, а затем вступить в диалог друг с другом и ещё раз вспомнить про колледж, в котором они только что были. Родитель лучше всего воспринимает слова директора, преподавателей и будущих работодателей, ребёнок ― студентов, выпускников и молодых специалистов, которые только начинают реализовывать себя в профессии.

Можно ли использовать профориентацию как способ привлечения молодёжи в структуры среднего профессионального образования? Конечно, тем более что на уровне школ этим практически не занимаются. Организуйте и осуществляйте взаимодействие с общеобразовательными учреждениями. Активизируйте процесс профессионального самоопределения учащихся школ прежде, чем они закончат 9-й класс.

Главная проблема школьников ― они, как правило, не знают кем быть. Поэтому выбирают будущую профессию совершенно по искусственным критериям ― количество баллов при поступлении, смогут ли поступить на бюджетное отделение, профессия родителей, где меньше конкурс и т.д. У учреждений СПО есть уникальная возможность дать «пощупать» будущую профессию, показать плюсы профессионального образования, активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся школ. Привлекайте работодателей, создавайте совместные площадки, уникальные программы по профориентации ― вылавливайте своих будущих абитуриентов на стадии школьного образования, не ждите, что школьник придёт к Вам сам, формируйте информационное пространство для него заранее.

Теперь о поиске внутренних/внешних ресурсов, субсидиях, софинансировании и государственно-частном партнёрстве. Есть ресурсы, которые Вы уже вырастили ― Ваши выпускники. Обязательно привлекайте молодых специалистов ― они креативны, энергичны. Но самое главное ― они недавно прошли тот путь, который ещё только выбирают Ваши будущие абитуриенты. Именно они смогут объяснить Вашим абитуриентам, зачем и почему выбирать надо именно Ваш колледж, а не другой. Они говорят с ними на одном языке, оперируют едиными терминами, понимают друг друга с полуслова и, поэтому, могут привлечь в Ваши ряды абитуриентов.

Есть миф, что бизнесу не выгодно подпускать к себе молодых специалистов, тем более практикантов, которые ещё не получили диплом. Бизнес сейчас заинтересован в молодых специалистах и практикантах ― во-первых, он закрывает не только оперативные, но и перспективные вакансии, во-вторых, участвует в создании этих специалистов, в-третьих, работодателю не надо переучивать работников, в-четвертых, бизнес может опираться на учреждения СПО в программах переподготовки, повышения квалификации. Создавая такие программы на основе ГЧП, вы привлекаете не только денежные средства бизнеса, но можете привлекать и бюджетные деньги, показав уникальность Ваших образовательных программ, которые полностью включены в современную экономику и реализуются на практике.

Привлекайте работодателей в качестве преподавателей. Студентам это интересно. И не только студентам, это привлекает и абитуриентов, и родителей. Приводите будущих работодателей на дни открытых дверей. Родители видят результат, абитуриент ― перспективу. В общем, налаживайте связи с работодателями, включайтесь в эту систему, не видите обособленную образовательную деятельность ― создавайте совместные уникальные программы, подписывайте договоры о сотрудничестве и ГЧП.

Нужно обязательно поговорить и о русских общинах за границей ― они помогут Вам сделать бесплатно то, что вузы делают за большие деньги. Организуйте совместные программы по обмену учащихся, Ваши выпускники будут знать не только несколько иностранных языков, но и получат колоссальное количество связей за рубежом. Такие программы по обмену помогут родителям остановиться на Вашем колледже при прочих равных условиях. В современном мире стыдно не знать несколько языков. И я пока не знакома с родителями, которые не мечтали бы о том, чтобы их ребёнок знал несколько иностранных языков.

И о зарубежном опыте привлечения молодёжи в систему профессионального образования. Европа давно начала терять рабочие кадры, и как только этот процесс полностью вышел из-под контроля ― большинство населения Европы мечтало стать менеджерами, юристами и экономистами, но не как не рабочими ― появилась уникальная программа Worldskills, а затем и Juniorskills. Мы только недавно включились в эту систему, поэтому пользуйтесь, не упускайте такую уникальную возможность и вступайте в программу Worldskills Russia. Ваши студенты влюбятся в свою профессию, а значит, смогут влюбить и Ваших будущих абитуриентов!



Copyright 2014-2015