Главная МатериалыРеализация ФГОС ОО в общеобразовательной организации: проблемы и перспективы

Реализация ФГОС ОО в общеобразовательной организации: проблемы и перспективы

 На сегодняшний момент в сфере образования появилась четко выраженная необходимость в постановке и достижении новых целей и результатов, которые в условиях функционирования традиционной системы невозможны. ФГОС от 2004 года уже не соответствует запросам общества и государства, но и со ФГОС ОО все не так просто.

Противоречия в процессе реализации ФГОС ОО

Главная проблема в отечественной системе образования – несоответствие между необходимостью достижения высоких образовательных результатов, которые соответствуют современным требованиям, и недостаточным применением потенциала педагогических технологий системно-деятельностного подхода как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Современные дети более практиконаправлены – их интересует не объем теоретического багажа знаний, а именно где и как они могут применить полученную ими информацию. Также у них есть ярко выраженная потребность в самовыражении, социальном признании, самоутверждении. Нынешняя система моделирования образовательного процесса и оценки достижений не соответствует этим требованиям.

Некомпетентные решения и действия педагогических сотрудников приводят к низкому уровню образовательных результатов учеников. Поэтому главная задача на сегодняшний момент – повышение профессиональной компетентности учителей. Но важно не просто ее повысить, а мотивировать педагога не останавливаться на достигнутом и постоянно профессионально развиваться.

Развитие учителя в профессиональном плане.

Развитие педагога – это процесс, главной целью которого является преодоление расхождения между основными требованиями к педагогическому работнику и качествами конкретного человека. Он готовит сотрудников сферы образования к выполнению новых задач, функций и состоит из трех основных этапов:

  • саморазвития;
  • самореализации;
  • самосовершенствования.

Саморазвитие – главный этап в процессе совершенствования учителя как профессионала. Сколько бы разные специалисты не утверждали о значимости усовершенствования собственных знаний и педагогических технологий, пока педагог самостоятельно не придет к этому выводу, его саморазвитие невозможно.

Самореализация учителя возможна в том случае, если его деятельность приносит ему удовлетворение – интеллектуальное, эмоциональное и материальное. 

Самосовершенствование учителя возможно в том случае, если педагог самостоятельно осознает и признает свои профессиональные дефициты и стремится к их устранению. Как говорил известный педагог и психолог Павел Петрович Блонский: «Только ищущий и все время работающий над своим образованием человек может быть хорошим учителем».

Проектирование модели научно-методического сопровождения деятельности педагога

Качественное профессиональное развитие педагога невозможно без научно-методического сопровождения по месту его непосредственной работы. Согласно статистическим данным, 70% сведений, необходимых для эффективной педагогической деятельности, учителя осваивают непосредственно во время работы, 20% – общаясь с коллегами, и всего 10% – на курсах повышения квалификации. 

Главные задачи научно-методического сопровождения преподавателей:

  • внедрение современных технологий;
  • совершенствование структуры и содержания методической службы с учетом основных векторов Программы развития школы;
  • разработка удобной системы повышения квалификации педагогов непосредственно в процессе их деятельности.

Чтобы педагог стремился к профессиональному развитию, его необходимо мотивировать к этому. Перед сферой образования стоит задача повышения мотивации педагогов, а именно:

  • развитие системы поощрения успешной педагогической деятельности;
  • укрепление физического и психологического здоровья учителей;
  • развитие коллектива единомышленников;
  • развитие системы школьных традиций;
  • повышение личной ответственности педагогов за результаты своей работы.

 

Каким должен быть директор современной школы

Главная задача руководителя учебного заведения любого уровня – осуществлять стратегическое управление.

Как определить, есть ли у директора школы проблемы со стратегическим управлением:

  • У его заместителей возникают трудности с оформлением отпусков или выходных, их никто не отпускает надолго.
  • В организации или отдельных ее департаментах отсутствуют планы поставленных задач или проектов, с четко определенными сроками выполнения и желаемыми результатами.
  • Большое значение в процессе управления работой учебного заведения имеет стиль руководства. Существует 3 основных типа:

1) авторитарный – высокая централизация руководства, единоличное принятие решений, лишение подчиненных инициативы, строгий контроль над их действиями;

2) либеральный – слабое управленческое воздействие на подчиненных, уменьшение персональной ответственности руководителя, увиливание от принятия единоличных решений, простота и непосредственность в обращении с подчиненными;

3) демократичный – распределение полномочий между подчиненными, принятие коллегиальных решений, отстаивание интересов подчиненных, создание благоприятного психологического климата.

Для эффективного управления учебным заведением необходимо совмещать все три вышеуказанных стиля руководства.

 

Качества успешного управляющего учебного заведения

К основным профессиональным качествам (hard skills) лидера относятся контроль, планирование, делегирование, а также управление процессами и проектами. Вопрос наличия у него необходимого количества личностных качеств (soft skills) поднимается намного реже, а это немаловажно.

К ним мы можем отнести:

  • успешный баланс используемых личных качеств в зависимости от сложившейся ситуации;
  • непрерывное наращивание необходимых для работы руководителем положительных качеств и максимальное избавление от негативных;
  • требовательность;
  • верная пропорция между твердостью, целеустремленностью и гибкостью к подчиненным;
  • справедливость – способность найти компромисс между сторонами, выполняющими задание, и конкретно целью самого задания;
  • точность и внимательность во время рабочего процесса;
  • коммуникативность;
  • отзывчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • терпение;
  • потребность и способность к самообучению;
  • ответственность и самостоятельность;
  • уравновешенность;
  • оптимизм;
  • умение играть по чужим правилам;
  • умение сочетать решительность с осторожностью;
  • навык работы в команде.

 

Признаки слаженной работы школьного коллектива

Для полноценной работы педагогического коллектива и учебного заведения в целом руководителю необходимо создать эффективную и сплоченную команду подчиненных.

К основным признакам такой команды относят:

  • эффективную работу всех членов группы для достижения общей цели, они не увиливают от ответственности и дополнительных обязательств;
  • коллектив работает как слаженный механизм: каждый занимается своим делом и не мешает друг другу во время взаимодействия;
  • рациональное использование ресурсов, оборудования и квалификации для достижения общих целей;
  • частое и откровенное общение членов группы между собой, готовность поделиться знаниями друг с другом.

 

Как руководителю эффективно распорядиться рабочим временем

Для этого специалисты рекомендуют использовать матрицу Эйзенхауэра, согласно ей дела распределяются по 4 категориям:

  • важные несрочные – планирование, подготовка, построение отношений между подчиненными, профилактика, расширение полномочий, восстановление сил;
  • важные срочные – текущие проблемы, кризисы, срочные встречи или проекты, а также подготовка к ним;
  • неважные несрочные – рутинные дела, посторонние занятия, звонки/переписка, не относящаяся к вашим рабочим обязанностям, чрезмерное увлечение интернетом/телевидением;
  • неважные срочные – назначенные ранее встречи, письма по электронной почте, телефонные звонки.

 

Соблюдая наши советы и рекомендации, вы осуществите эффективное стратегическое, а не ручное управление учебным заведением и педагогическим коллективом в рамках ФГОС ОО.

Новое видео в базе знаний

Что меняет ФГОС в системе внутренней оценки качества школьного образования
Галина Савиных

Просмотр (1:20:55)
Как обеспечить соответствие образовательных программ требованиям ФГОС к оценке образовательных достижений школьников
Галина Савиных

Просмотр (1:15:23)
Доступное дополнительное образование для детей: особенности программно-методического обеспечения
Ольга Бережнова

Просмотр (1:30:31)
Дополнительное образование: обзор изменений нормативно правовых актов.
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:32:18)
Дополнительное образование: профилактика нарушений требований законодательства в области образования организациями, в части разработки и принятия локальных нормативных актов
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:22:05)
Дошкольное образование: новое в законодательстве и обзор изменений нормативных правовых актов
Нина Ладнушкина

Просмотр (1:13:52)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'