Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Финансовая грамотность в дошкольном образовании

В статье рассмотрены актуальность и особенности финансового воспитания детей дошкольного возраста. Представлено современное оборудование, которое поможет дошкольнику овладеть основами финансовой грамотности

15.11.22

В настоящее время произошли изменения в экономическом устройстве России, в связи с чем появилась необходимость воспитания у детей экономической самостоятельности, формирования основ финансово-экономических знаний. Данная необходимость внесла изменения в ФГОС: с сентября 2022 года преподавание финансовой грамотности будет обязательным для учеников с 1 по 4 классы. На таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», детей будут учить анализировать расходы и доходы семьи, составлять личный финансовый план, безопасной оплате услуг через интернет. После перехода в среднюю школу ученики начнут оценивать риски предпринимательской деятельности, виды финансового мошенничества, недобросовестные практики финансовых организаций. Также школьников обучат составлять и заполнять заявления, обращения, доверенности и декларации.

Учитывая вышеупомянутые изменения в ФГОС начального и основного общего образования, мы можем говорить о том, что подготовка к школе будет предполагать формирование основ финансовой грамотности у детей.

Рассматривая особенности формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте, нами был проведен анализ «Научно-методических аспектов организации экономического образования в дошкольных учреждениях» Н. М. Прокофьевой, Л. Н. Галкиной, Р. С. Лукьяновой и др. Согласно исследованиям вышеупомянутых ученых, формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста происходит через проявление интереса к экономическим знаниям. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая, следовательно, финансовое воспитание дошкольников должно происходить в игровой форме. Можно выделить такие направления игр: семейный бюджет, профессии, товарообмен.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает следующее:

  • знать, что такое деньги, и откуда они появляются;
  • знать, где люди получают деньги;
  • знать, где можно потратить деньги;
  • дифференцировать товары (услуги) первой необходимости и второстепенные.

Как педагоги детских садов рассказывают дошкольникам о деньгах, их функциях, семейном бюджете, труде и потребностях? Большинство воспитателей используют игровые методы обучения. Одна из популярных игр – «Магазин». Данная игра позволяет воспитывать у детей  уважительное отношение к труду, познакомить детей с номиналом денежных средств, с различными товарами, с процессом обмена товарами. Оборудование и материалы для данной игры могут быть различными: от напечатанных на бумаге монет и купюр до организованного в помещении группы уголка «Магазин», который включает в себя муляжи кассы, овощей и фруктов, денег.

Предметно-развивающая среда имеет важную роль в развитии дошкольников. Согласно Л. С. Выготскому, П. Я. Гальперину, А. Н. Леонтьеву, развивающая среда – определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Приступая к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, важно организовать предметную среду таким образом, чтобы дети освоили различные роли (продавец, покупатель, сотрудник банка), усвоили ценность денежных средств и их функцию, могли полноценно участвовать в сюжетно-ролевых играх в рамках финансового воспитания. Реализовать данные задачи позволит современное оборудование и материалы, разработанные в соответствии с ФГОС ДО.

В качестве примера можно привести комплект «Финансовая грамотность» от ТПК «Умничка». Декоративно-развивающий набор состоит из четырех панелей: «Инкассация», «Супермаркет», «Офис банка», «Семейный бюджет». Данный набор включает в себя игровые и дидактические модули,  которые помогут не только овладеть основами финансовой грамотности, но и способствуют формированию элементарных математических представлений, развивают мелкую моторику рук, мыслительные операции. Функциональные модули дают возможность разместить актуальную информацию и дополнительные материалы по своему усмотрению, а декоративные модули позволят без затруднений преобразить пространство: панели являются готовым дизайнерским решением для оформления.

Дополнительно, в комплект «Финансовая грамотность» входит интерактивная серия игр с Бабой Ягой и домовенком Кузей, которая позволит в увлекательной форме научить детей экономно расходовать свои денежные средства, выбирать товары в магазине, пользоваться услугами банка и закрепить полученные знания по основам финансовой грамотности.

Итак, мы можем говорить о том, что формирование основ финансовой грамотности у дошкольников является актуальным в настоящее время. В рамках дошкольного образования под финансовой грамотностью детей понимают представления о функциях, роли и видах денежных средств, финансовых отношениях, знание ценности товаров и услуг, умение ценить труд. Финансовое воспитание дошкольников предполагает качественную организацию предметно-развивающей среды, использование игровых технологий в образовательном процессе. 

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.Прокофьева Н. М. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста / Н. М.
  4. Прокофьева, Т. Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2018. - 2 (92). - С. 34 - 40.

 

Парамонова Екатерина Александровна

 Россия, г. Тюмень, paramonova.ea@umnichka.info 

ТПК «Умничка»

 Россия, г.Тюмень, umnichka72@yandex.ru

При поддержке учебно-методического центра «Территория развития».

Новое видео в базе знаний

Трансформация воспитательных парадигм в XXI веке и «новые» дети
Ольга Бережнова
Просмотр (1:23:44)
Современное качество дошкольного образования: показатели качества и системы оценки
Ольга Бережнова
Просмотр (1:33:31)
Особенности применения профессионального стандарта для руководителей дошкольных образовательных организаций
Ольга Бережнова
Просмотр (1:31:26)
Создание инклюзивной образовательной среды
Елена Самсонова
Просмотр (1:21:40)
Организационные модели и педагогические технологии инклюзивного образования
Елена Самсонова
Просмотр (1:35:50)
Инклюзивное образование – перспективы развития в Российской Федерации
Елена Кутепова
Просмотр (1:30:16)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты