Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Как куклы и игры помогают ребенку сделать первый шаг в выборе будущей профессии

Дети дошкольного возраста еще не задумываются всерьез о будущей трудовой деятельности, но уже мечтают кем-то стать, впечатлившись людьми определенных профессий.

20.07.22

 Дети дошкольного возраста еще не задумываются всерьез о будущей трудовой деятельности, но уже мечтают кем-то стать, впечатлившись людьми определенных профессий. Мальчишек привлекают герои, наделенные ореолом романтичности - летчики, пожарные, полицейские, моряки, а девчонок - вызывающие восхищение артистки, певицы, балерины, фигуристки. Однако, детям нравятся чисто внешние признаки, и они не имеют представления о том, что каждая профессия – это тяжелый ежедневный труд.

Первой важной ступенью знакомства с постоянно расширяющимся миром профессий несомненно является дошкольное обучение и воспитание. Задачи ранней профессиональной ориентации состоят в первую очередь в расширении общей осведомленности о различных профессиях, кругозора детей, формировании опыта общения с профессионалами, воспитании уважения к своему и иному труду, понимании важности трудовой деятельности и профессионального образования в целом.

Познакомить ребенка с увлекательным миром профессий возможно совершенно разными способами. На простой вопрос любопытного малыша «Откуда берется хлеб?» можно развернуто ответить, представив ему цепочку профессий, начиная от фермера и заканчивая продавцом в магазине. В описание профессии достаточно включить ее название, особенности, инструментарий, необходимые личностные качества специалиста и примеры известных профессионалов. Ведущий вид деятельности дошкольника - игра, поэтому в профессию можно и нужно играть. В ходе сюжетно-ролевой игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей разных профессий. Создавая воображаемую ситуацию, перевоплощаясь в образы взрослых и выполняя их социальные роли, дети с удовольствием играют в «докторов», «учителей», «продавцов» и познают их профессиональную деятельность. Игровую обстановку можно создать также при помощи кукол по профессиям, кукол-героев, вырезных кукол. Дополнить игру можно пластмассовыми игрушками (трактор «Алтай», набор посуды «Минутка» и др.) или созданными благодаря самостоятельному раскрашиванию наборов ПВХ: «Военная техника 1», «Военная техника 2», «Космонавт».

Расширению и закреплению знаний дошкольников о профессиональной деятельности способствуют настольные игры: для юных финансистов и экономистов подойдет игра «Мой маленький бизнес», дальнобойщиков — «Дальний рейс», пилотов — «Седьмое небо», моряков и капитанов — «Семь футов под килем», «Тайны морских глубин», спелеологов — «Королевский рубин», зоологов «Экзо-зоо», поваров — «Школа юного повара».

В познании мира профессий также помогут: чтение стихов, рассказов, сказок; просмотр презентаций, мультфильмов и видеосюжетов о профессиях, работе родственников и близких друзей семьи; демонстрация атрибутов и спецодежды; рассматривание иллюстраций, репродукций и фотографий представителей разных профессий и рабочих мест; разгадывание загадок; целенаправленное наблюдение за трудом взрослых в естественных профессиональных условиях; экскурсии и общение с профессионалами; посильное вовлечение в трудовой процесс.

Погрузиться в большое разнообразие профессий детям позволят развивающие игры «Все профессии важны 1», «Все профессии важны 2», «Профессии», «Рассказы по картинкам. Важные профессии», «Викторина. Умникам и умницам».

Дошкольное детство – важный этап развития представлений малыша о мире взрослых. При передаче ценных знаний о профессиональных аспектах жизни важно быть максимально честным и объективным (не выражать пренебрежительного отношения к различного рода профессиям, оградиться от навязывания престижности и непрестижности профессиональной деятельности), прививать уважение к труду, ведь все, что окружает ребенка – труд сотен и тысяч профессионалов.

Игра в профессии поможет малышу во взрослой жизни сделать правильный осознанный выбор!

Авторы: Демакова Ксения Андреевна — педагог-психолог высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал».
Бармина Екатерина Николаевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ №85 г. Кирова.

Новое видео в базе знаний

Трансформация воспитательных парадигм в XXI веке и «новые» дети
Ольга Бережнова
Просмотр (1:23:44)
Современное качество дошкольного образования: показатели качества и системы оценки
Ольга Бережнова
Просмотр (1:33:31)
Особенности применения профессионального стандарта для руководителей дошкольных образовательных организаций
Ольга Бережнова
Просмотр (1:31:26)
Создание инклюзивной образовательной среды
Елена Самсонова
Просмотр (1:21:40)
Организационные модели и педагогические технологии инклюзивного образования
Елена Самсонова
Просмотр (1:35:50)
Инклюзивное образование – перспективы развития в Российской Федерации
Елена Кутепова
Просмотр (1:30:16)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты